ТЕМА: "МЕТАФОРЫ УЧЕНИЧЕСТВА"

Какие важные уроки из историй или притч Иисуса Христа может извлечь для себя современное христианство?



Что означает слово "МЕТАФОРА"?

• Энциклопедия: "Метафора" (от греч. metaphorá, μεταφορά - "перенос").

Мета́фора - словосочетание, используемое в переносном значении, в основе которого - перенесение признаков с одного явления на другое в силу наличия между ними тех или иных сходств (т.е. сравнение). Т. образом, метафора - это образное выражение, скрытое сравнение.

* Например: "шоколадная конфета" - "шоколадный загар" (перенос по цвету); "завывает пес" - "завывает ветер" (сравн. характер звучания).

* Выражение: "переваривать информацию" – это сравнение с тем, как в кастрюле что-то томится, варится, так и в голове "варятся" мысли

(в замкнутом пространстве). Или, когда мы говорим el fondo del alma – "до глубины (дна) души", под словом "дно" мы подразумеваем некий духовный феномен, не имеющий ничего общего с пространством и лишенный физических характеристик, таких как, например, "поверхность" или "дно". Обозначая словом "дно" некоторую часть души, мы отдаем себе отчет в том, что используем это слово не в прямом смысле, и одновременно понимаем, что нужный нам косвенный смысл произведен от прямого. Когда мы говорим, что у души есть "дно", мы относим это слово сначала к дну какого-нибудь сосуда, например, бочки, а потом как бы "очищаем" это значение от указания на физические параметры и относим его к духовной стороне человека или психике.

Познавательная функция метафор очевидна. Не обо всём мы можем легко составить отдельное, четкое представление. Наш дух вынужден поэтому обращаться к легко доступным объектам, чтобы, приняв их за отправную точку, составить себе понятие об объектах сложных и трудно уловимых. Таким образом, метафоры помогают увидеть существенное в объекте, его главные свойства.

Метафоры наполняют новым смысловым содержанием наши знания.

02) Что означает слово "ПРИТЧА"?

• "Притча" - это метафора или короткая история, цель которой - передать духовную истину или урок в более доступной форме посредством аналогии. Слово притча является переводом греческого слова paraballo, что значит "располагать в ряд". Таким образом, притча - это то, что поставлено в один ряд с чем-либо для сравнения. Принцип хорошей притчи - объяснить смысл, используя известные человеку вещи, события или ситуации, с нравоучительным выводом.

* Пример притчи (метафоры): "Молодая девушка приходит к отцу и говорит: - Я устала, отец, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил... что мне делать? Отец вместо ответа поставил на огонь ТРИ одинаковых кастрюли с водой; в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал сахар. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку воду из 3-ей кастрюли. - Что изменилось? - спросил он свою дочь. - Яйцо и морковь сварились, а сахар растворился в воде - ответила она. - Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди - сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут.... - А сахар? - спросила дочь. - Это самое интересное! Сахар полностью растворился в новой враждебной среде и изменил её - превратил кипяток в сладкий напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации."

 

Мф.13:34-35: "Все это Иисус поведал народу в притчах, без притчи Он им не говорил ничего. 35. Так исполнилось сказанное через пророка: "Открою в притчах уста Мои и провозглашу сокрытое от сотворения [мира]""

Используя метод учения "в притчах", Господь исполнил пророчество Асафа в Псалме 77:2 о том, что Мессия будет говорить притчами, провозглашая то, что хранилось в тайне от создания мира.

Исследуя предложенную тему, рассмотрим возможные вопросы

Почему изложение историй, метафор или притч служит могущественным инструментом передачи труднопонимаемых истин?

Как они расширяют наше понимание взаимоотношений Бога с человечеством?

Как метафоры и притчи Иисуса Христа проливают свет на наше понимание ученичества? Какие важные уроки из историй или притч Иисуса Христа может извлечь для себя современное христианствоПочему Иисус часто оставлял Свои истории незаконченными? ...

Используются комментарии Е. Уайт, АСД, Дж. Райла, У. Макдональда, У. Баркли, Д. Вилькерсона…

Современный русский перевод Института в Заокском под редакцией М.М. Кулакова.

 

1.) Как приведенные ниже притчи В.З. расширяют наше понимание взаимоотношений Бога с человечеством?

1.1) 2Цар.12:1-7: "1. И послал Господь Нафана к Давиду , и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный…7. И сказал Нафан Давиду: ты - тот человек. Так говорит Господь Бог Израилев…"

 

1. Е. Уайт: "П.П.", гл. 71:

"…Дух самоуверенности и самовозвышения подтолкнул Давида на путь, ведущий к падению. Лесть, утонченные обольщения и роскошь оказали на него свое воздействие. Взаимоотношения с другими народами также сыграли дурную роль.

Согласно обычаям, распространенным среди восточных владык, царь никоим образом не отвечал за те преступления, в которых обвинялись его подданные. На монарха не распространялся закон самовоздержания, которому подчинялись его подданные.

Всё это сузило представления Давида о греховности, и, вместо того чтобы в простоте сердца уповать на Иегову, он начал надеяться на собственную мудрость и силу [718]. ... "

Бог в Своей милости не допустил, чтобы Давид окончательно погиб в сетях обольстительного греха. Также ради Израиля Бог счел нужным вмешаться в это дело… Пророку Нафану предстояло пойти к Давиду и обличить его. Это было неслыханно суровое осуждение. Только немногие владыки способны выслушать такое обличение и не предать смерти обличителя. Недрогнувшим голосом Нафан сообщил Давиду Божественное решение, данная свыше мудрость помогла найти такие слова, чтобы пробудить в царе совесть и заставить его вынести самому себе смертный приговор. Обращаясь к Давиду как к тому, кто поставлен Небом защищать человеческие права, пророк рассказал ему историю о вопиющей несправедливости и насилии, требующих возмездия. [721] …"

 

2. Пророк Нафан был пастором Давида. И это был священник, который не боялся обличать грех своего народа, включая грех самого царя.

 Нафан знал всё, что сделал Давид, так как Дух Святой открыл ему это. Так называемый «праведный» царь нарушил три святые заповеди:

он возжелал жены другого и похитил её у него. Он совершил с ней грех прелюбодеяния; и он совершил убийство, чтобы всё это покрыть.

Как Нафан повёл себя в этой ситуации? Как этот проповедник святости обличал того, кто покрывал ужасный грех?

Божий пророк Нафан даёт нам удивительный пример того, как благочестивый служитель должен обличать грех. Он не ворвался, как буря, в присутствие Давида, размахивая руками и гремя голосом. Он не тыкал пальцем в грудь Давида, со злорадством крича: «ты виновен!» Нет. Он передал Божие страшное, изобличающее грех слово с великой мудростью, убедительностью и любовью; и облёк он это в форму притчи.

Нафан вскрыл каждую деталь греха Давида, но сделал он это не в ярости гнева. Наоборот, он сказал всё это царю в ясной простоте: «И сказал Нафан Давиду» (2Цар.12:7). Именно в этот момент Божье Слово Духом Святым коснулось сердца Давида, и он сокрушился. Когда мы читаем писания Давида, относящиеся к этому времени, мы видим в них плач сокрушённого сердца: «кости мои сокрушены. Я не могу спать. Каждую ночь я омываю слезами постель мою». Дух Святой преследовал Давида, говорил к его сердцу, призывая его к покаянию. Он не мог скрыться от Божьего милостивого преследования.

Конечно же, далеко не всякий желает такого обличения. Мы должны понимать, что Нафан очень чётко знал, что могущественный царь мог убить его в любую минуту. Ему доводилось видеть неоднократно, как Давид «срывался», воспламеняясь гневом.

Ну так почему бы Нафану не сказать себе: «я просто буду Давиду другом. Я буду молиться о нём и буду при нём, чтобы быть рядом, когда он будет во мне нуждаться. Я буду доверять Духу Святому, что Он обличит его». И что бы тогда произошло?

К сожалению, без обличительного слова Нафана Давид подпал бы под самое суровое осуждение, которое когда-либо знало человечество.

Наихудший суд для человека, – это когда Бог предаёт человека его излюбленному греху и прекращает всякую работу Духа Святого в его жизни. Тем не менее, именно это и происходит сейчас со многими христианами. Они предпочитают слушать только мягкие, потакающие плоти проповеди. Там, где нет обличающего Слова, не может быть и печали ради Бога о грехе. А где нет печали ради Бога о грехе, там не может быть покаяния, а где нет покаяния, там есть только ожесточение сердца. Апостол Павел писал коринфской церкви: 

«Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога… Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние» (2 Кор. 7:9-10). Павел сказал, что открытое обличение им греха Коринфян произвело в них печаль ради Бога, которое привело к покаянию. В свою очередь, покаяние возбудило в них ненависть ко греху, благоговейный страх перед Богом и желание жить праведно. Однако этого ничего не произошло бы, если бы он не проповедовал острое, проникновенное, обличающее слово (см. Евр.4:12). Когда Дух Святой стучит в наше сердце (Откр.3:20), этот стук иногда бывает очень громким, и кажется, будто Он не стучит, а буквально колотит в дверь нашего сердца, через это проявляя Свою сильную любовь к нам.

Если бы не Нафан, не его острое, пророческое слово, Давид кончил бы как Саул: духовно мёртвым, лишённым водительства Духа Святого, утратившим всякую связь с Богом. Когда Давид слушал слово, произносимое Нафаном с любовью, но от того не менее колющее, он вспоминал прежнее время, когда его предшественника тоже предупреждал пророк. Давид знал всё, о чём Самуил предупреждал царя Саула. Давид имел возможность видеть непосредственно те губительные перемены, которые произошли с Саулом. Когда-то благочестивый, водимый Духом царь, постоянно отвергал обличительные слова Духа Святого, поизносившиеся к нему через святого пророка. Вскоре Саул встал на путь своеволия, ожесточения сердца и непокорности. В конце концов Дух Святой отошёл от него: «за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царём» (1 Цар.15:23). Саул кончил тем, что обратился за водительством к ведьме.

Он признался ей: «Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать» (1 Цар.28:15). Давид вспомнил всё безумие, отчаяние и страх, окружавшие этого человека, который отверг Божье Слово. Внезапно осознание одной истины пронзило его сердце: «у Бога нет лицеприятия. Я согрешил так же, как Саул. И теперь вот ещё один пророк вновь говорит мне и Божье Слово, как когда-то Самуил говорил Саулу. О, Господь, я согрешил против Тебя! Прошу Тебя, не отними Твоего Святого Духа от меня, как Ты отнял от Саула». Позже Давид писал: «беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал… омой меня… Сердце чистое сотвори во мне…

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс. 50:5-13).

Библия ясно показывает нам, что всегда, когда мы возвращаемся к Господу в подлинном, сердечном покаянии, Бог отвечает тем, что посылает в нашу душу полное успокоение и примирение. Бог сказал Нафану, что Давид получил прощение. Божье обличающее Слово приносит жизнь. Даже если Слово проповедуется жёстко, но сквозь слезы любви, это будет на самом деле «проповедью благодати».

Если Божье Слово нас испытывает, т.е. если Его Дух не даёт нам сидеть спокойно в нашем грехе, тогда нам явлена милость. Это есть действие глубокой любви к нам Бога, добивающейся того, чтобы перевести нас из смерти в жизнь.

Если вы упали, однако имеете сокрушённый дух, дух покаяния, не имеет значения, как низко вы упали перед Господом. Он придёт к вам, чтобы подать вам прощение, потому что Он видит ваше смиренное сердце: “Жертва Богу дух сокрушённый; сердца сокрушённого и смирённого Ты не презришь, Боже.” (Пс. 50:19).

Е. Уайт: "П.П.", гл. 71:

[722] Слова пророка глубоко тронули сердце Давида. Совесть его пробудилась, и стала очевидной вся чудовищность совершенного им преступления. Его душа в раскаянии склонилась пред Богом. Дрожащими губами он произнес: «Согрешил я пред Господом» …"

[724] … Бог желал, чтобы история падения Давида явилась предостережением, чтобы даже те, кого Он щедро благословил и осыпал Своими милостями, не чувствовали бы себя в безопасности, не пренебрегали молитвой, помнили о необходимости быть настороже. И для тех, кто в смирении стремится усвоить все уроки Господа, эта история всегда была таковой.

Благодаря этой истории тысячи поколений могли осознать опасность, которую представляет для них сила искусителя. Падение Давида, которому Господь дал столь великую славу, пробуждает в людях чувство недоверия к себе. Они понимают, что только Бог может защитить Своей силой тех, кто верит. Зная, что в Нем их сила и безопасность, они опасаются вступать на территорию сатаны…"

 

1.2) Ис.28:23-29: "… 26. Господь даёт нам урок, и урок этот показывает, как справедлив Он в наказании людей.

27. Разве земледелец пользуется зубчатым катком, когда молотит укроп (тмин)? Разве использует молотильное колесо, чтобы обмолотить тмин? Нет, он палками отделяет шелуху от зерна. 28. Приготовляя хлеб, женщина месит тесто руками, но не всё время.

Так и Господь - наказывает людей, грозя колесом молотильным, но полностью их не сминает и не даёт лошадям их затоптать.

29. Этот урок - от Господа Всемогущего…" (современный перевод)

В стихах 23-29 пророк Исаия дает поучительный урок, взятый из земледельческой жизни, - вспашка поля, сеяние и выколачивание зерна, но не изъясняет притчу, предлагая читателю сделать это самому.

Ис.28:24. "Всегда ли земледелец пашет": Ни один благоразумный земледелец не будет проводить все свое время, только вспахивая огород или только сея, как бы важны не были эти занятия. Необходимо, чтобы каждое действие было совершено в надлежащее время. Ни один из этих процессов не продолжает выполняться вечно. Точно также поступает и Небесный Земледелец.

Как для каждого из этих земледельческих процессов существует какое-то определенное время (см. Ис.5:1-7; Иак.5:7), пусть «хульники» (Ис.28:14) не обманывают себя, думая, что время жатвы может откладываться на какой-то неопределенный срок.

Бог поступает с людьми согласно их индивидуальных потребностей, то посылая наказание, то даруя милость,- всегда так, как это будет лучше для каждого из них.

Ис.28:25. "Уровняет поверхность": Каждый сорт зерна следует сеять в подготовленную для этого почву каким-то особым, присущим только для него одного способом. Одни зерна просто разбрасывают, другие сеют рядами, третьи сеют рядовой сеялкой.

Бог поступает с людьми по-разному, исходя из того, как будет лучше для каждого из них.

"Чернуху": это не что иное, как черный тмин, обычно известный под названием фенхель, или волошский укроп. Растение это достигает в высоту примерно пятьдесят сантиметров и имеет желтые, а иногда голубые цветы. Его многочисленные семена, черные, острые на вкус и необычайно ароматные, используются на Востоке как приправа, а также как лекарство, способствующее пищеварению.

"Полбу": Сорт дикой пшеницы низкого качества.

Ис.28:27. "Не молотят чернухи": Земледелец, использующий большую телегу с колесами, снабженными особыми остриями для выколачивания зерен, которые достаточно лишь слегка поколотить палкой, покажется далеко неблагоразумным человеком.

Исаия хочет этим сказать, что некоторые люди реагируют должным образом даже на самое легкое выколачивание. С таковыми Господь будет поступать более мягко, нежели с другими.

Ис.28:28. "Зерновой хлеб выколачивают": Как подсказывает постановка следующего предложения, здесь правильно было бы употребить вопросительную форму: "Разве зерновой хлеб толкут?" Молотьба имеет своей целью не растолочь и раздробить зерно, а лишь отделить его от мякины. Тем не менее легкий метод, используемый в выколачивании тмина (см. комм. 27 ст.) оказывается недостаточным при молотьбе зерен, предназначенных для выпечки хлеба. Для пшеницы, проса, полбы и ячменя часто применялись большие катки с тяжелыми колесами, или же проводили лошадей и крупный рогатый скот по зерну.

Точно так и Господь вынужден прибегать к более строгим мерам для воздействия на некоторых людей, чем Он использует для других. Но даже самые тяжелые наказания не продолжаются бесконечно. Бог не ставит Своей целью разрушать, Он желает лишь отделить никому не нужную мякину от ценного зерна. Как только эта цель становится достигнутой, процесс выколачивания прекращается.

Ис.28:29. Суды Божьи диктуются не местью, а справедливостью, мудростью и милостью. Когда люди познают пути Бога, они увидят, что Он действительно есть "Чудный Советник" (Ис.9:6). Бог не только всеведущ, но также и вездесущ, не только премудр, но и всесилен; Он не только дивен в судьбах Своих, но также велик в осуществлении намерений Своей воли.

 

2.) Чему учил Иисус относительно ученичества в следующих историях?

2.1) Мф.7:24-27: "24. Итак, всякого, кто слушает и исполняет эти слова Мои, можно сравнить с благоразумным человеком, который построил свой дом на скале… 26. А того, кто слушает эти слова Мои, но их не исполняет, сравнить можно с человеком безрассудным, построившим дом свой на песке…"

Господь Иисус Христос завершает Свою Нагорную проповедь захватывающими душу словами. От лжеучителей Он переходит к лжеверующим, от далеких от истины наставников к бегущим от истины слушателям. Это слово ко всем нам. Да будет милость Господня на то, чтобы мы применили эти слова к себе. Кем бы мы ни были, будем стремиться познать, кто мы есть.

Иисус Христос был знатоком в Писании. Идею этой картины Он взял у автора Книги Притчей: «Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник - на вечном основании» (Пр. 10:25). 

Но Иисус был также знатоком жизни. Господь говорит о двух типах христианских слушателей:

1. Первый тип - это те христиане, которые слышат и делают, второй - это те, которые слышат и ничего не делают.

И те, и другие перед нами, и их пути ведут к соответствующим концам. Человек, слышащий христианское учение и следующий ему, подобен "мужу благоразумному, который построил дом свой на камне". Такого верующего не удовлетворяют рассуждения о покаянии, вере во Христа и о святой жизни. Он сам кается, верит во Христа, бежит от греха и стремится к святости. Таковы "исполнители слова, а не слышатели только" (Иак. 1:22).

И каков результат? В час испытаний вера такого человека не подведет его. Волны болезней, печали, нищеты, разочарования и утрат напрасно бьют в гранитное основание дома. Душа человека стоит непоколебимо, вера его не пошатнется. На начальном этапе она могла стоить ему очень дорого, построение фундамента требовало многих сил, молитв и духовной борьбы. Но труд его не был напрасным, теперь он пожинает богатый урожай. Вера, которая может устоять во время испытаний, является истинной верой.

2. Человек же, который слышит и не предпринимает ничего, для того чтобы претворить в жизнь услышанное, подобен "человеку безрассудному, который построил дом свой на песке". Такого человека удовлетворяет слушание слова и размышление над ним, но далее этого он не идет. Он утешает себя тем, что у него, возможно, с душой все в порядке, поскольку он жаждет истины и у него есть духовные переживания. Но на самом деле он никогда не порывал с грехом, никогда не оставлял мирских забот и никогда не брал на себя крест христианина. Он слушатель слова и не более.

И каков конец веры такого человека? Она рушится при первом порыве ветра испытаний. Вера оставляет его, превращаясь в руины, в церковный скандал, в бегство к язычеству или в жалость к самому себе. То, что дешево, как правило, плохого качества. Вера, которая обошлась нам почти даром и вся свелась лишь к слушанию, в результате окажется пустышкой.

На этом заканчивается Нагорная проповедь Иисуса Христа. Подобной проповеди никто никогда не слышал. Она так же волнует нас, как и тех, кто слышал ее из уст Господа. Мы принадлежим к тем, кто должен будет дать отчет о том, как мы восприняли уроки Иисуса Христа.

То, как мы относимся к ним, дело очень серьезное. Иисус Христос сказал: "...слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день" (Ин. 12:48).

Итак, лишь те дома, которые стоят на прочном фундаменте, могут выдержать шторм; лишь жизнь, созданная на твердом основании, может успешно выдержать испытание. Иисус требует от людей две вещи:

(1.) Он требует, чтобы люди слышали. Первый шаг к христианской жизни - просто прислушаться к тому, что говорит Иисус Христос.

(2.) Иисус требует, чтобы люди действовали. Знание уместно только тогда, когда его обращают в дела. Допустим, что человек может успешно сдать экзамен по христианской этике, но при этом не быть христианином. Знания должны стать делом, теория должна стать практикой, богословие - жизнью. Нет смысла ходить к врачу, совет которого мы не принимаем. Мало смысла ходить к эксперту тому, кто не готов выполнить советы. Кто хочет быть последователем Иисуса, должен слушать и делать.

* Как-то в газетах писали об очень жестоком наказании военного моряка за нарушение дисциплины. Наказание было настолько жестоким, что в некоторых гражданских судах посчитали, что это чрезмерно жестокое наказание. Одна газета обратились к читателям с просьбой высказать свое мнение о суровости наказания. Один человек, который сам когда-то служил в военно-морском флоте ответил, что наказание не было слишком суровым. Он считал, что соблюдение дисциплины очень важное дело, потому что задача ее состоит в том, чтобы человек автоматически и без всяких вопросов выполнял приказы, и от такого повиновения может зависеть человеческая жизнь. И военный человек привел в пример из своего жизненного опыта следующую историю: как-то он находился в моторной лодке, которая буксировала на железном тросе более тяжелое судно в открытом море. Вдруг, посреди ветра и брызг он услышал от командира лодки одно слово команды: «Ложись!» Вся команда моторной лодки мгновенно бросилась на палубу и в то же мгновение проволочный буксирный трос лопнул, а его оторванный конец бичевал воздух, подобно бешенному стальному змею. Если бы он ударил кого-нибудь, то он был бы на месте убит. Но вся команда автоматически повиновались команде и никто не пострадал. Если бы хоть один начал спорить или спрашивать почему, это был бы его конец. Повиновение спасло жизни. Вот такого повиновения и требует от нас Иисус. Иисус заявляет, что жизнь, основанная на повиновении Ему, находится в полной безопасности, независимо от того, какие придут штормы.

 

2.2) Лк.14:27-33: "27. Кто не несет креста своего и не идет за Мною, не может быть Моим учеником. 28. Кто из вас, желая построить башню, не сядет сначала и не подсчитает расходы: сможет ли он довести 'строительство' до конца? ...

33. Так и всякий из вас, если не готов оставить все, что есть у него, не может быть Моим учеником"

Иисус говорил эти слова по дороге в Иерусалим. Он знал, что находится на пути к распятию. Шедшая же за ним толпа полагала, что Он скоро воцарится на царском престоле. Предельно ясно Христос объяснил им, что человека, следующего за Ним ожидает не власть и слава, а готовность доказать свою верность Ему, для чего порой придется пожертвовать всем, что дорого в жизни, быть готовым к страданиям, сравнимым с агонией распятого на кресте. В этом отрывке содержатся две важные истины:

1. Можно следовать за Иисусом, не будучи Его учеником, и сопровождать армию, не будучи ее солдатом; можно быть сторонником какого-нибудь дела, не прикладывая для его свершения своих сил.

* Однажды один ученый так отозвался о студенте: «Он, может быть, и посещал мои лекции, но он не был моим студентом».

Одна из важных проблем церкви заключается в том, что в ней много случайных попутчиков Иисуса Христа, и мало истинных учеников.

2. Человек, намеревающийся следовать за Иисусом, должен в первую очередь взвесить обстоятельства. Башня, которую собирался построить человек в этой притче, вероятно предназначалась для виноградника. Такие башни или сторожевые вышки часто строили в виноградниках для охраны от воров, покушавшихся на урожай. Незавершенное строительство всегда крайне неприглядное.

Человек всегда должен принимать во внимание степень риска, и учитывать всё, какое бы дело он не начинал.

Так же следует поступать, избирая путь христианской веры. Люди, желающие последовать за Христом, должны знать, чего это будет им стоить. Никогда не забывайте о том, что за то, чтобы быть истинным христианином, нужно платить. Легко и просто быть номинальным верующим. Но слышать голос Христа, следовать за Христом, верить Христу, исповедовать Христа - трудно, потому что всё это требует самоотверженности. Нужно отказаться от любви к миру, лени и самоправедности. От всего этого нужно "отрешиться". Необходимо до конца сражаться с врагом, даже если у него двадцатитысячная армия. Необходимо до конца достраивать башню, даже если настали трудные времена. Господь Иисус Христос хочет, чтобы мы это понимали.

Почему же Христос говорит такое? Почему Он разубеждает людей становиться Его учениками? Неужели Он хочет сделать врата жизни более узкими, чем они есть на самом деле?

Наш Господь сказал всё это для того, чтобы люди не следовали за Ним легкомысленно, поддавшись эмоциональному порыву, который непременно ослабнет в дни искушения. Христос знал, что отступление от веры наносит самый большой вред делу Евангелия и что чаще всего от веры отступают те люди, которые, становясь учениками, не знали на что идут. Христос не хотел пополнять Свою армию солдатами, которые дезертируют во время опасности. Поэтому Он призывал всех, кто хочет служить Ему, прежде "вычислить издержки".

Церковь и мир только выиграют, если служители Христа будут поступать так же, как их Господь. Христианская жизнь - это борьба и тяжелый труд. Скажите всякому, кто хочет последовать за Христом: "Пошли с нами, но прежде вычисли издержки". Но однажды же начав служить Христу, молите, чтобы дойти до конца и не отпасть. Если кто-либо страшится высоких требований, предъявляемых Христом к следующему за Ним, пусть знает, что он не одинок. Тот, кто призвал его на крутой путь, будет рядом с ним на каждом шагу и встретит его в конце пути.

 

3.) Мф.13:1-30. Какие важные уроки может извлечь для себя современное христианство в следующих притчах Христа?

3.1) Мф.13:1-24: "1. Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря…3. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; 4. и когда он сеял, иное упало при дороге…; 5. иное упало на места каменистые…7. иное упало в терние…; 8. иное упало на добрую землю и принесло плод…"

 

Комментарий Е. Уайт: "Н.У.Х.", гл. "Вышел сеятель сеять":

"... В притче о сеятеле Христос представляет различные результаты сеяния в зависимости от почвы.

В каждом случае сеятель и семя - те же самые. Этим Он учит, что если Слово Божие не достигает осуществления своей работы в наших сердцах и жизнях, то причина этого должна находиться в нас самих. Но результат не находится вне наших возможностей. Правда, мы не можем изменить самих себя, но сила выбора принадлежит нам, и она остается с нами, чтобы определить, чем мы сделаемся.

Придорожная, каменистая и поросшая тернием почва слушателей нуждается в перемене. Дух Божий всегда старается рассеять туман ослепления, который держит людей погруженными в мирские предметы, и возбудить стремление к нетленному сокровищу. Вследствие сопротивления духа зла, люди делаются невнимательными к Слову Божию или пренебрегают им. Они сами ответственны за твердость своих сердец, которая мешает доброму семени пустить корень, и за то, что там растет зло, препятствуя его развитию. [56]

Сад сердца должен быть разработан. Почва должна быть разрыхлена глубоким раскаянием во грехе. Ядовитые сатанинские насаждения должны быть вырваны с корнем. Почва, однажды поросшая тернием, может быть исправлена только посредством труда.

Так и злые наклонности природного сердца могут быть побеждены прилежным усилием во имя и силою Иисуса Христа. Господь повелевает нам через пророка: «распашите себе новые нивы и не сейте между тернами» (Иер. 4:3), «сейте себе в правду и пожнете милость» (Осин 10:12). Он желает совершить это дело для нас, и Он просит нас быть Его сотрудниками.

Сеятели семени должны приготовить сердца к принятию Евангелия. В служении Слова слишком много проповедования и слишком

мало действительной работы сердца. Необходим личный труд для душ погибающих. С христоподобным сочувствием мы должны близко подойти к людям и стараться пробудить их интерес к предметам вечной жизни.

Их сердца могут быть тверды, как утоптанная дорога, и может казаться бесполезным усилие представить им Спасителя, но в то время, как логика может остаться незатронутой и доказательства будут бессильны, любовь Христа, проявленная в личном служении, может смягчить каменное сердце, так что семя истины может пустить корень.

Так сеятели должны сделать нечто, чтобы семя не могло быть заглушено терниями или погибнуть вследствие тонкости пласта почвы.

В самом начале христианской жизни каждый верующий должен быть научен ее основным принципам. Он должен быть научен, что он не просто может быть спасен жертвою Христа, но что он должен сделать жизнь Христа своею жизнью и [57] характер Христа своим характером. Пусть все будут научены, что они должны носить бремена и отвергнуть природную склонность. Пусть они узнают благословенность работы для Христа, следования за Ним в самоотверженности и перенесения тяжести, подобно добрым воинам.

Пусть они научатся доверять любви Христа и возлагать на Него свои заботы. Пусть они вкусят радость приобретения душ для Него.

В своей любви и интересе к погибающим они потеряют из виду самих себя. Удовольствия мира утратят свою силу привлекать их, и бремена его не смогут лишить их бодрости. Сошник истины сделает свое дело. Он разрыхлит невспаханную землю, он не будет срезать только верхушки терний, но вырвет их с корнями…

О семени, которое падает в добрую землю, Спаситель сказал, что те, кто слушает Слово и принимает его, приносят плод…

Чистое и доброе сердце, о котором говорит притча, не есть сердце без греха, потому что Евангелие должно быть проповедано погибающим. Христос сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Марка 2:17).

Тот имеет чистое сердце, кто поддался побеждающему влиянию Святого Духа. Он исповедывает свою вину и чувствует свою нужду в милости и любви Бога. Он имеет искреннее желание узнать истину, чтобы повиноваться ей.

Доброе сердце есть сердце верующее, то, которое имеет веру в Слово Божие. Без веры невозможно [58] принять Слово. «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6). Это тот, кто слышит Слово и понимает его. Фарисеи дней Христа закрывали свои глаза, чтобы не видеть, и уши свои, чтобы не слышать; поэтому истина не могла достигнуть их сердец. Они должны будут выстрадать возмездие за свое умышленное игнорирование и обманчивую слепоту.  

Но Христос учил Своих учеников, что они должны открыть свои умы к наставлению и быть готовыми поверить. Он произнес благословение на них, потому что они видели глазами и слышали ушами то, чему и поверили.

Добрая земля слушателя принимает Слово, «не как слово человеческое, но как Слово Божие, каково оно есть по истине»

(1 Фес. 2:13). Только тот, кто принимает Священное Писание, как голос Божий, говорящий к нему, есть истинный ученик. Он трепещет при Слове, потому что оно для него - живая действительность. Он открывает свое разумение, и сердце его принимает его.

Такими слушателями были Корнилий и его друзья, которые сказали апостолу Петру: «Теперь мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что поведено тебе от Бога» (Деян. 10:33).

Познание истины зависит не столько от силы интеллекта, сколько от чистоты причины, от чистоты пылкой, преданной веры; к тем, кто в смирении сердца ищут Божественного руководства, близко подходят ангелы Божии. Святой Дух дан, чтобы открыть им богатые сокровищницы истины. Слушатели с доброю почвою, услышав Слово, сохраняют его. Сатана, со всеми его агентами зла, не в состоянии выхватить его. Простого слушания или чтения Слова недостаточно. Тот, кто желает извлечь пользу из [59] Священного Писания, должен размышлять над истиною, которая представлена ему. При усердном внимании и молитвенной мысли он должен изучать значение слов истины и впитывать в себя дух Божественных прорицаний.

Бог повелевает нам наполнить разум великими мыслями. Он желает, чтобы мы размышляли об Его любви и благодати, изучали Его чудесную работу в великом Плане искупления. Тогда яснее будет наше восприятие истины, священное наше желание чистоты сердца и ясности мысли. Душа, обитающая в чистой атмосфере святой мысли, будет изменена общением с Богом посредством изучения Священных Писаний…"

 

3.2) Мф.13:24-30: "24. Иисус рассказал им еще одну притчу: "Царство Небесное вот с чем сравню. Посеял человек на" своем поле добрые семена. 25. Когда люди спали, пришел его враг, посеял плевелы среди пшеницы и ушел… "

 

Комментарий Е. Уайт: "Н.У.Х.", гл. "Плевелы":

"... «Поле», - сказал Христос, - «есть мир». Но мы должны понимать это, как обозначение церкви Христа в мире. Притча содержит в себе описание того, что относится к Царству Божию, к Его работе для спасения людей, и эта работа совершается через церковь. Правда, Дух Божий действует во всем мире; повсюду Он затрагивает сердца людей, но Он находится, главным образом, в церкви, чтобы мы возрастали и созревали для житницы Божией.

«Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий». «Доброе семя, это - сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого».

Доброе семя представляет собою тех, кто рожден от Слова Божия, от истины. Плевелы символизируют класс людей, которые суть плоды или воплощение заблуждения, ложных принципов. «Враг, посеявший их, есть дьявол». Ни Бог, ни Ангелы никогда не сеяли

[71] семени, которое произвело бы плевелы. Плевелы всегда сеются сатаною, врагом Бога и человека.

На Востоке люди иногда мстили своему врагу тем, что разбрасывали на его свежезасеянном поле семена вредных сорных трав, которые во время роста сильно походили на пшеницу. Всходя вместе с пшеницею, они причиняют вред урожаю и приносят печаль и убыток владельцу поля. Так, из злобного отношения ко Христу, сатана сеет свои злые семена среди добрых зерен Царства. Плод своего сеяния он приписывает Сыну Божию. Введением в церковь тех, кто носит имя Христа, но отвергает Его характер, враг причиняет то, что Бог бывает обесчещен, дело спасения многими пренебрегается, и души подвергаются опасности.

Слуги Христа печалятся, когда видят истинных и ложных верующих, смешанными в церкви. Они страстно желают сделать что-нибудь, чтобы очистить церковь. Подобно слугам хозяина они готовы вырвать плевелы, но Христос говорит им: «нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними и пшеницы; оставьте расти вместо то и другое до жатвы».

Христос ясно учил, что те, кто упорствует в открытом грехе, должны быть отделены от церкви, но Он не поручил нам дела суда над характерами людей и мотивами их поступков, в целях определения искренности их. Он слишком хорошо знает нашу природу, чтобы доверить это дело нам. Если бы мы попробовали вырвать из церкви тех, кто, по нашему мнению, являются ложными [72] христианами, то можно быть уверенными, что мы наделали бы не мало ошибок.

Часто мы смотрим, как на безнадежных субъектов, на тех, кого как раз Христос влечет к Себе. Если бы мы поступили с этими душами согласно нашего несовершенного суда, это уничтожило бы их последнюю надежду. Многие, мнящие себя христианами, будут в конце найдены отвергнутыми. Многие будут в небесах из тех, о ком их ближние предполагали, что они не войдут туда.

Человек судит по внешнему виду, но Бог судит сердце. Плевелы и пшеница растут вместе до жатвы, и жатва есть конец времени

В словах Спасителя заключается еще и другой урок, - урок терпения и нежной любви. Как корни плевел тесно сплетают свои корни с

корнями добрых зерен пшеницы, так и в церкви ложные братья могут быть тесно связаны с истинными учениками.

Настоящий характер этих притворных верующих не вполне проявлен и, если бы они были отделены от церкви, это могло бы послужить

преткновением для тех, кто оставался стойким… Искупитель не хочет потерять ни одной души; Его опыт с Иудою записан, чтобы показать

Его продолжительное терпение с извращенною человеческою натурою; и Он повелевает нам переносить это, как Он переносил.

Он сказал, что ложные братья будут находиться в церкви до конца времени

Не осуждение и проклятие других, но смирение и недоверие к себе, есть учение, заключающееся в притче Христа.

Не все, посеянное на поле, есть хорошее зерно. Факт пребывания людей в церкви не доказывает еще того, что они - христиане

[75]… Характер решает судьбу…"

 

4.) Какие важные вести переданы Христом в приведенных ниже притчах?

4.1) Мф.21:28-31: "28. …У одного человека было два сына, и он, подойдя к первому, сказал: "Сын 'мой', ступай, поработай сегодня в винограднике". 29. Тот ответил: "Не хочу", но потом раскаялся и 'все же' пошел. 30. 'Отец' подошел к другому сыну и сказал ему то же самое. Сын ответил: "Иду, 'мой' отец", а сам не пошел. 31. Кто из них выполнил волю отца?"… "

 

1. Комментарий Е. Уайт: "Ж.В.", гл. 65:

"... [596] Священники и старейшины не могли не дать правильный ответ на вопрос Христа и одобрили поведение первого сына.

Этот сын олицетворял собой мытарей, которых фарисеи ненавидели и презирали. Мытари были крайне безнравственными людьми. Они действительно нарушали закон Божий и всей своей жизнью противились Его требованиям. Они были неблагодарными и порочными. Когда им сказано было пойти в Божий виноградник и трудиться там, они пренебрегали этим поручением и отказывались. Но когда пришел Иоанн, проповедуя покаяние и крещение, мытари приняли его весть и крестились.

Второй сын олицетворял вождей иудейского народа. Некоторые из фарисеев покаялись и приняли крещение Иоанна. Но старейшины не признали, что он пришел от Бога. Его предостережения и обличения не вызвали в них перемены к лучшему. Они «отвергли волю Божью о себе, не крестившись от него» (Лк. 7:30). Они с презрением отнеслись к его вести. Подобно второму сыну, который ответил: «Иду, государь», - но не пошел, священники и старейшины только притворялись послушными, но на самом деле не покорились. Они выставляли себя набожными людьми и изображали повиновение закону Божьему, но это повиновение было притворным. Фарисеи осуждали мытарей и обращались с ними как с язычниками. Но мытари показали своей верой и делами, что они идут в Царство Небесное впереди фарисеев, получивших великий свет, но не поступавших так, как требовала праведность, на которую они претендовали…"

 

2. Ключ к правильному пониманию этого отрывка заключается в том, что здесь никому не воздается хвалы. Перед нами две группы нехороших людей, из которых одна, тем не менее, лучше другой. Ни один из этих сыновей не приносит большой радости отцу; оба они оставляют желать лучшего, но тот, кто в конечном счете, исполнил волю отца, намного лучше другого. Идеальный сын послушно и с уважением выслушал бы просьбу отца, а потом выполнил бы ее беспрекословно. Но в этой притче есть истины, которые выходят далеко за рамки ситуации в которой она была сказана. Эта притча говорит о том, что в мире существуют два типичных разряда людей:

(1.) Во-первых, есть люди, которые на словах много лучше, чем на деле. Они обещают все, они делают великолепные, торжественные заявления о своей набожности и верности, но их дела намного отстают от их слов.

(2.) Во-вторых, есть люди, дела которых намного лучше их печальных заявлений. Они претендуют на то, чтобы быть жесткими и несгибаемыми материалистами, но выясняется, что они делают добрые и прекрасные дела, почти в тайне, как будто стыдятся этого. Они заявляют, что Церковь и религия их нисколько не интересуют, и все же, в определенный момент выясняется, что они живут больше христианской жизнью, чем многие исповедующие христиане.

Мы все встречали таких людей, чьи дела и поведение очень далеки от почти ханжеской набожности их заявлений, и чьи дела и поведение намного лучше их иногда циничных, иногда почти нерелигиозных заявлений.

Истинный смысл притчи заключается в том, что, хотя второй разряд людей намного лучше первого, ни тот, ни другой не является идеальным.  Действительно примерный человек - это тот, в котором заявления не расходятся с делом.

 

4.2) Лк.14:16-24: "16. Но Иисус сказал ему: "Один человек устраивал 'у себя' большой пир и пригласил много 'людей'. 17. И когда пришло время, он послал слугу своего, чтобы тот сказал приглашенным: "Приходите, 'все' уже готово!" 18. И тут все, как один, стали извиняться… 22. 'Выполнив поручение', слуга сказал: "Господин, сделано то, что ты приказал, и ещё есть место". 23. "Выйди 'из города' и пройди по 'проселочным' дорогам и вдоль изгородей, - ответил его господин, - и убеди 'людей' прийти. Пусть дом мой 'гостями' наполнится. 24. Ибо, говорю вам, никто из тех приглашенных не будет на моем пиру!""

Притча, которая сейчас перед нами, пожалуй, одна из самых поучительных. Господь сказал её в ответ на замечание одного из возлежавших с Ним в доме фарисея. Тот человек сказал: "Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!" (Лк.14:15)

Почему он сказал это? Может быть, он был из тех людей, которые хотят попасть на небеса и которые любят слушать и говорить об этом, но не более того. Наш Господь воспользовался ситуацией и напомнил этому человеку притчу о том, что люди, которые добровольно отвергают предложение войти в царствие Божие, останутся потерянными навечно.

1. Во-первых, из этого отрывка мы узнаем, что Бог со Своей стороны сделал все необходимое для спасения человека.

Именно это означают слова: "послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово". Бог дал Евангелие. В Евангелии есть всё, что необходимо грешнику для спасения. По своей природе мы все духовно истощены, у нас нет надежды, мы готовы умереть. Однако Бог приготовил для нуждающейся души прощение всех грехов, мир с Богом, оправдание и освящение сердца, всегда сопутствующую благодать и обещание славы в конце. Всё, что нужно греховному сердцу, всё, что требуется беспокойной совести - всё дано человеку в изобилии во Христе. Одним словом, Христос - это "большой ужин". "Я есмь хлеб жизни, - говорит Он, - приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда" (Ин. 6:35). "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную... ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие" (Ин. 6:54, 55).

2. Во-вторых, из этой притчи мы узнаем, что Евангелие предлагается всем людям без исключения: "один человек сделал большой

ужин и звал многих". Главная цель притчи из Евангелия от Луки - отобразить нечестие и неверие иудеев и показать, что вместо них будут

призваны язычники. Христос сначала пришел к иудеям. Когда же они отвергли Его, весть о Христе была предложена язычникам.

"Приди!" Этот призыв обращен к каждому без исключения.

Обременены ли люди? "Придите ко Мне, - говорит Христос, - все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мтф. 11:28). Жаждут ли люди? Иисус призывает: "Кто жаждет, иди ко Мне и пей" (Ин. 7:37).

Нищие ли люди, голодные ли? "Идите, - говорит Христос, - покупайте без серебра и без платы вино и молоко" (Ис. 55:1).

Ни один человек никогда не сможет сказать, что никто не побуждал его искать спасения. Слова Христа заставят замолчать всех возражающих: "Приходящего ко Мне не изгоню вон" (Ин. 6:37).

3. В-третьих, из этой притчи мы узнаем, что многие из получивших приглашение отказываются принять его.

Когда слуги объявили, что все готово, те, которые были званы, "начали все, как бы сговорившись, извиняться". Один отказывался под одним предлогом, другой под другим. Но в одном они были едины: они не хотели прийти. Из этой части притчи мы ясно видим, как относятся к Евангелию там, где оно проповедуется. Тысячи людей получают приглашение прийти ко Христу и не приходят. Не столько невежество губит человеческие души, сколько любовь к этому миру. Очень часто многие откладываем принятие Евангелия, находя причины, по которым они не могут служить Христу сегодня. Откладывать принятие Евангелия на потом так же опасно, как и проявлять открытую нелюбовь к Благой вести. Неверие и безнравственность, конечно, убивают тысячи. Но благопристойные, благовидные, разумные предлоги убивают десятки тысяч. Отказ принять Христа нельзя оправдать ни одним предлогом.

4. Наконец, из этой притчи мы узнаем, что Бог серьезно желает спасения душ и ожидает, что все возможные средства будут использованы для того, чтобы привести человека к принятию Его Евангелия. Мы читаем, что, когда званые на ужин отклонили приглашение, "хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых". Когда это поручение было исполнено и осталось место, "господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой". Эти слова дают нам полное право говорить о великой любви и сострадании Бога к грешникам. Его долготерпение неисчерпаемо. Бог обладает бесконечным желанием спасать души. Эти слова также дают основание каждому служителю Евангелия использовать все доступные средства пробуждения грешников и обращения их от греха. Мы должны быть настойчивыми вовремя и не вовремя (2 Тим. 4:2). Мы должны обходиться с ними так, как с теми, кто собирается совершить самоубийство. Мы должны говорить: "Я не могу, не хочу, не смею позволить вам губить свою душу". Люди мира могут не понять такой настойчивости. Но верующий, помня слова притчи, будет всегда убеждать прийти.

 

4.3) Лк.20:9-19: "Затем Иисус рассказал народу такую притчу: "Насадил человек виноградник и, отдав его внаем виноградарям, надолго уехал… 13. "Что делать мне? - сказал тогда хозяин виноградника. - Пошлю сына моего возлюбленного…

17. Иисус же, взглянув на них, спросил: "Что же тогда означают такие слова в Писании: "Камень, что отвергли строители, краеугольным стал камнем"? 18. Каждый, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того обратит во прах"..."

Притча, которая сейчас перед нами, записана несколькими евангелистами. Она содержится и в Евангелии от Матфея, и в Евангелии от Марка, и в Евангелии от Луки. Тот факт, что эта притча записана три раза, говорит о ее важности. Несомненно, эта притча в первую очередь была адресована иудеям, слушавшим Иисуса. Но она содержит уроки, которые обязаны помнить все церкви Христовы.

1. Во-первых, эта притча показывает нам, насколько велика испорченность человеческой природы.

Поведение злых виноградарей символизирует отношение людей к Богу. Печально, но факт, что в христианских церквах так же много жестокосердия, неверия, самоправедности и суеверий, как и в иудейской церкви времен земной жизни Христа. Притча о злых виноградарях верно описывает и христианскую церковь, и иудейскую. Все они имели и имеют бесчисленное множество благословений, но очень часто они ими пренебрегают. Молитесь же о том, чтобы Бог дал нам понять, насколько греховно наше человеческое сердце.

Нравится нам это или нет, но поведение виноградарей в этой притче - это образ того, что человек хотел бы сделать с Богом, если бы мог. Пока мы не осознаем свою греховность, до конца не поймем, насколько много сделал Христос. Нужно понимать, какая злобная болезнь - грех, чтобы обратиться к Врачу за исцелением.

2. Во-вторых, эта притча показывает нам, как долготерпелив Бог. Поведение господина виноградника показывает отношение Бога к людям. В притче верно изображается, насколько милостив был Бог к иудейской церкви. Он посылал пророка за пророком, чтобы предупредить израильский народ о том, что он находится в опасном положении. Господь отправлял послание за посланием, невзирая на то, что израильтяне делали с Его посланниками.

Возможно, мы даже не представляем себе, насколько много посланий господин виноградника посылал нашей душе. В последний день нам откроется, что Бог множество раз проявлял к нам Свою благость, а мы этого не замечали. Мы поймем, что Бог на самом деле милостив.

"Бог любит миловать" (Мих. 7:18). Спасенные святые увидят, что Бог являл Свои милости и до их обращения, и после, и на каждом шагу их путешествия по жизни. Они увидят все это и устыдятся своей неблагодарности. А погибшим грешникам откроется, что Бог милостиво хранил их, предупреждал и посещал. И они устыдятся своего неверия и ожесточенности сердца. Все мы увидим, что Бог часто обращался к нам, а мы Его не слышали, посылал нам послания, а мы их не принимали. Тогда мы вспомним слова св. Петра: "Господь... долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб" (2 Пет. 3:9).

3. И наконец, эта притча учит нас, что Бог будет сурово судить упрямых грешников. Наказание злых виноградарей - это образ того, как Бог поступит со всеми теми, кто остался упорствовать в своем нечестии. Написано, что "Бог наш есть огонь поядающий" (Евр. 12:29).

Не вечно будет Дух Божий пренебрегаемым (Быт. 6:3). Наступит день, когда Его терпение кончится и дверь благодати закроется.

Блажен же будет тот, кто скроется в ковчеге от гнева Господнего! Ибо самый страшный гнев - это гнев Агнца. Человек, на которого упадет камень, оторвавшийся от горы без содействия рук, будет "раздавлен" (Дан. 2:34, 35).

Сказано, что первосвященники и старейшины "поняли, что о них сказал Он эту притчу" (Лк.20:19). Но они были слишком горды, чтобы покаяться, слишком упрямы, чтобы отказаться от своих грехов. Остерегайтесь поступать подобно им.

 

Комментарий Е. Уайт: "Ж.В.", гл. 65:

"... В притче хозяин виноградника символизировал Бога, виноградник - иудейский народ, а ограда - Божественный закон, который являлся защитой для них. Башня - это символ храма. Хозяин виноградника сделал все необходимое для его процветания: «Что еще надлежало бы сделать для виноградника моего, - говорит он, - чего я не сделал ему?» (Ис. 5:4). Так была изображена неустанная забота Господа об Израиле. И как виноградари должны были возвращать хозяину надлежащую долю плодов, так и Божий народ должен бы чтить Его своей жизнью, используя полученные ими духовные преимущества. Но как виноградари убили слуг, которых хозяин посылал к ним за плодами, так и иудеи убивали пророков, которых Господь посылал к ним с призывом покаяться. Они убивали одного вестника за другим...

В любимом сыне, которого хозяин виноградника в конце концов послал к своим непокорным рабам и которого они схватили и убили, священники и старейшины ясно увидели Иисуса и Его неизбежную участь. Они уже строили планы, как убить Того, Кого Отец послал к ним с последним призывом. В воздаянии, которое навлекли на себя бесчестные виноградари, была показана участь тех, кто предаст Христа. [597] Глядя на них с сожалением. Спаситель продолжал: «Неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: это - от Господа, и есть дивно в очах наших?» …тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит».

Иудеи часто повторяли это пророчество в синагогах, связывая его с пришествием Мессии. Христос был краеугольным камнем ветхозаветного служения иудеев и всего плана спасения. И этот камень иудейские строители - священники и старейшины Израиля

 - ныне отвергали. Спаситель обратил их внимание на пророчество, которое должно было показать им, в какой опасности они находятся. Всеми доступными средствами Он стремился объяснить им ужас того, что они были готовы совершить.

Говоря это, Он имел в виду и другую цель. Спрашивая: «Когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» - Христос предвидел, что фарисеи ответят именно так, как они и ответили. Он предполагал, что они осудят сами себя. Если Его предостережения не пробудят в них потребность в покаянии, то этим они определят свою участь. Он хотел, чтобы они увидели, что сами навлекли на себя погибель...

[598] Ссылаясь на пророчество об отверженном камне, Христос имел в виду реальное событие в истории Израиля. Оно произошло при возведении первого храма. И хотя это случилось во время Первого пришествия Христа и с особой силой должно было повлиять на иудеев, в нем содержится урок и для нас. Когда возводился храм Соломона, гигантские камни для стен и основания его вырубались и обрабатывались в каменоломне, а после доставки на место строительства ни одно орудие не должно было касаться их. Строителям оставалось только установить камни на место. Для закладки основания был доставлен один камень необычайных размеров и особой формы. Но строители не могли найти для него места и не употребили его в дело. Камень, лежащий на виду без надобности, раздражал их. И долго он оставался бесполезным. Но когда строители начали закладывать угол здания, у них много времени ушло на поиск камня нужных размеров, достаточно прочного и подходящей формы, чтобы он точно лег на свое место и был способен выдержать ту тяжесть, которая будет покоиться на нем. Если бы они ошиблись в выборе камня для этого ответственного места, они подвергли бы все здание опасности. Им нужно было найти камень, который смог бы выдержать воздействие солнца, холода и бурь. Несколько камней были отобраны в разное время, но иные под давлением огромной тяжести дробились на куски, иные же не могли выдержать испытания резкими изменениями погоды. Наконец обратили внимание на камень, который так долго лежал в стороне. Его поливали дожди, палило солнце, над ним сверкали молнии, но на нем не было ни одной трещинки. Строители осмотрели этот камень; он выдержал все испытания, кроме одного. Если бы он выдержал испытание сильным давлением, они решили бы использовать его в качестве краеугольного камня. После испытания камень был признан пригодным, доставлен на назначенное место, и оказалось, что он точно подходит.

В пророческом видении Исаии было показано, что этот камень символизирует Христа (Ис. 8:13-15). Пророку, перенесенному в пророческом видении во времена Первого пришествия Христа, было показано, что Христос должен вынести испытания и искушения, которые были символически представлены в испытаниях краеугольного камня храма Соломона (Ис. 8:28:16).

В Своей бесконечной мудрости Бог избрал камень для основания и уложил его Сам. Он называет его «крепко утвержденным».

Весь мир может возложить на него свои тяготы, свои горести; этот камень вынесет все, на нем можно строить без опаски.

Христос - это «камень испытанный». Тех, кто доверяется Ему, Он никогда не разочаровывает. Он выдержал все испытания.

Он вынес тяжесть вины Адама и вины его потомков и оказался победителем сил зла. Он выносит бремя грехов всех кающихся грешников. Во Христе виновное сердце находит успокоение. Он - надежное основание. Все, кто полагается на Него, будут в полной безопасности. [599]Для тех, кто верует, Христос является надежным основанием.

Верующие во Христа - это те, кто падает на Камень и разбивается. Так изображено повиновение Христу и вера в Него. Упасть на Камень и разбиться - это значит перестать считать себя праведником и прийти ко Христу со смирением ребенка, каясь в своих преступлениях и веря в Его прощающую любовь. Так мы верой и послушанием строим на Христе, как на основании.

На этом живом Камне могут строить как иудеи, так и язычники. Это единственное основание, на котором мы можем уверенно строить. Он настолько широк, что хватит места для всех, и настолько крепок, что выдержит тяжесть и бремя всего мира. Имея связь со Христом с живым Камнем - все, кто строит на этом основании, сами становятся живыми камнями…

 «А на кого Он упадет, того раздавит». Люди, которые отвергли Христа, вскоре должны были увидеть свой город разрушенным и свой народ рассеянным. Слава будет отнята от них и развеяна, как пыль по ветру. Что же погубило иудеев? Тот самый Камень, который мог бы стать их надежным основанием, если бы они строили на Нем. Они презрели доброту Божью, отвергли праведность и пренебрегли милостью. Люди сами восстали против Бога, и все, что могло бы служить им ко спасению, обернулось им на погибель.

Все, что Бог предназначил им для жизни, послужило им к смерти. Иудеи распяли Христа, и это стало причиной разрушения Иерусалима. Кровь, пролитая на Голгофе, погубила их как для этой, так и для будущей жизни. Так будет и в великий последний день, когда суды постигнут тех, кто отвергает благодать Божью. Христос, «камень их соблазна», станет для них горой отмщения. Слава Его лица, которая дарует праведным жизнь, для грешников обратится «огнем поядающим». Грешник будет истреблен, потому что он отверг любовь и пренебрег благодатью.

Многочисленными примерами и предостережениями Иисус показал, к чему приведет отвержение Сына Божьего. С этими словами Он во все времена обращался к тем, кто отвергал Его как Искупителя. Все Его предостережения обращены к таким людям.

Оскверненный храм, непокорный сын, вероломные виноградари, строители, пренебрегающие камнем, отражены в жизни каждого грешника. И участь, которая была уготована им, постигнет каждого, если он не покается. [601] "

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

1. Бог предлагает спасение всему человеческому роду. Иисус в Своем учении приводил разнообразные наглядные примеры, взятые из повседневной жизни, чтобы достичь как можно большего числа людей. Его умелое изложение историй и притч служит могущественным инструментом передачи спасительной истины.

Е. Уайт: "Н.У.Х.", гл. "Наставления в притчах":

"[17] …В учении Христа неизвестное было иллюстрировано известным; божественные истины - посредством земных предметов, с которыми народ был наиболее знаком. Священное Писание говорит: «Все сие Иисус говорил народу притчами...» (Матф. 13:34, 35).

Натуральные вещи были ключом к пониманию духовных; предметы природы и жизненный опыт слушателей были соединены с истиной писанного Слова. Ведя таким образом от вещественного к духовному царству, притчи Христа суть звенья в цепи истины, которая соединяет человека с Богом и землю с небом…"

2. Иисус оставил нам пример в передаче людям многих граней спасительной истины о Его благодати, любви и Божественном Плане спасения. Метафоры, сравнения, притчи, аллегории и другие художественные приемы дают возможность понятно выразить духовные наставления небесной истины. Когда это уместно, мы можем с успехом делать то же самое, что и Христос. Наша задача - достичь окружающих людей и сделать их последователями и учениками Иисуса Христа.



Создан 02 фев 2014



Удивительные факты