ТЕМА: "УЧЕНИКИ И ПИСАНИЕ"

Как изучать Библию, чтобы она изменила нашу жизнь?



 * Христианский писатель и проповедник Я.Н. Пейсти:

"Однажды я прочел об ужасном случае, происшедшем на одной из железных дорог северной части США с одной женщиной и ее ребенком, ехавшими к своим друзьям. Вследствие разыгравшейся сильной вьюги поезд шел очень медленно, т.к. приходилось пробиваться через снежные заносы. Женщина очень нервничала в ожидании, когда поезд наконец доберется до той маленькой станции, где один из ее старых друзей должен был ее встретить. Не зная дороги, она просила проводника предупредить ее, когда ей нужно будет сходить. "С удовольствием! - ответил проводник - Вы будьте совершенно спокойны, я вам заблаговременно скажу о приближении к вашей станции". Но женщина продолжала волноваться, и через некоторое время она опять напомнила проводнику свою просьбу, чтобы он ее не забыл. Тот еще раз заверил ее, что она может вполне на него положиться. Один из пассажиров, сидевший напротив этой женщины и заметивший, как она волнуется, отнесся очень сочувственно к ее состоянию. "Я вижу, - сказал он - что вы совершенно не знаете этой дороги. Мне же приходится часто ездить по этой линии, и я знаю каждую станцию на ней, также и вашу. Проводники, бывает, действительно так часто заняты, что забывают, о чем их просили. Но вы смело можете положиться на меня. Я скажу вам, когда нужно будет выходить и помогу вам вынести ваш багаж". После этого разговора женщина намного успокоилась. Через некоторое время, когда поезд остановился, услужливый пассажир предупредил женщину, что следующая остановка будет ее станция, и когда спустя короткое время поезд опять остановился, женщина с помощью господина сошла с поезда. Вьюга продолжала бушевать с прежней силой и слепила глаза. "Вот видите, я прав, сказав, что проводник забудет про вас. Так и случилось" - с этими словами господин вошел снова в вагон, и поезд двинулся дальше.

Через некоторое время в вагон пришел проводник и подошел к тому месту, где раньше сидела женщина с ребенком. Не видя ее, он с удивлением сказал: "Вот странно. Где же женщина, которая сидела здесь с ребенком? Она ведь так просила меня предупредить ее, когда поезд подойдет к той станции, где ей нужно выходить". "А вы забыли это сделать, - ответил господин - и я только что помог ей сойти на последней остановке". "И она там сошла! - с ужасом воскликнул проводник - Но ведь это была вынужденная остановка, совершенно в пустынном месте! Она замерзнет там в эту вьюгу!" Когда через некоторое время поезд вернулся обратно, несколько человек спустилось на полотно дороги, чтобы помочь искать женщину. Скоро кто-то из них наткнулся на человека, сидящего в снегу. Это была замерзшая женщина с мертвым ребенком на руках. Они сделались жертвами неправильного указания."

Как важно указать людям правильное направление предстоящего им пути. Но безмерно важнее указать людям правильный путь, ведущий к жизни вечной.

Ин. 5:39 (40): "Вы 'усердно' изучаете Писания, думая найти в них 'дорогу к' вечной жизни. Но 'хоть' свидетельствуют они обо Мне, вы 'все же' не хотите прийти ко Мне, 'не хотите' обрести 'истинную' жизнь"

Это место Библии можно действенно применить, как предписание для глубокого изучения Священных Писаний, которые свидетельствуют о Христе. Если бы иудеи времен Иисуса Христа исследовали Св. Писание со взором веры, они могли бы быть приготовленными, чтобы признать Мессию, когда Он стоял посреди них. Иисус ясно показал, что в пришествии к Нему заключается вечная жизнь и что прийти к Нему - равнозначно значению - верить в Него (Ин. 6:36. 7:37, 38). Хотя иудеи неоднократно приходили к Нему, чтобы слушать и спрашивать Его, - они не приходили с верой или с чувством их собственной нужды в Его силу, чтобы спастись.

Для каждого человека, не поверившего в то, что Слово Божие свидетельствует о спасении его души через принятие Иисуса Христа, как своего личного Спасителя, потеря будет не только временной, но вечной. Поэтому все наши усилия должны быть полностью сосредоточены на Иисусе и Его деяниях ради нас.

 

Исследуя предложенную тему, рассмотрим возможные вопросы

Какую роль Иисус Христос отводил Священному Писанию? Как Он использовал Писание в общественном и личном служении?

Что делает современных христиан истинными учениками Иисуса Христа? Как изучать Библию, чтобы она изменила нашу жизнь?

Используются комментарии Е.Уайт, АСД, Дж. Райла, У. Макдональда, У. Баркли…  

Современный русский перевод Института в Заокском под редакцией М.М. Кулакова.

 

1.) Как следующие отрывки Библии раскрывают отношение Иисуса Христа к Св. Писанию?

1.1) Лк.4:1-12: "3. И сказал Ему дьявол: "Если Ты - Сын Бога, то скажи этому камню, чтобы он превратился в хлеб". 4. Иисус ответил ему: "В Писании сказано: "Не одним 'только' хлебом будет жить человек, <но всяким словом Божьим>"7. И если Ты падешь ниц предо мной, все это будет Твое". 8. Но Иисус ответил ему: "В Писании сказано: "Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи"… 12."Сказано: "'Без нужды' не испытывай Господа, Бога твоего", - ответил ему Иисус."

 

Е. Уайт: "Ж.В.", гл. 12-13:

"... Дух Божий вел Иисуса в пустыню для искушения. Сам Иисус не навлекал на Себя соблазна. Он отправился в пустыню, чтобы в одиночестве поразмыслить о Своей миссии. Постом и молитвой Он хотел приготовить Себя к совершению жертвенного пути, который Ему предстоял. Сатана, увидев, что Спаситель уединился в пустыне, решил - теперь самое подходящее время приступить к Нему.

В схватке Князя света и князя тьмы решалась судьба нашего мира… [115]

Когда появилось Священное Писание, сатана изучил пророчества о пришествии Спасителя и методично, поколение за поколением вводил в заблуждение людей, лишая их способности понять эти пророчества, чтобы люди отвергли Христа, когда Он придет

Все силы ада были брошены против Сына Божьего. Христос стал мишенью для сатаны.

Многие считают, что борьба между Христом и сатаной не имеет прямого отношения к их собственной жизни, не затрагивает их. Увы! Эта борьба разгорается снова и снова в каждом человеческом сердце. Никто не может покинуть лагерь сторонников зла ради служения Богу, не испытав противодействия сатаны. Соблазны, которым сопротивлялся Христос, те же самые, которые кажутся нам столь трудно преодолимыми. А для Него эти соблазны были сильнее -настолько, насколько Он совершеннее нас с вами. На Нем лежало страшное бремя грехов всего мира, но Христос одержал победу над чревоугодием, любовью к мирскому, к земной славе, которая рождает самонадеянность. Те же искушения, перед которыми не устояли Адам и Ева, легко побеждают и нас. [117]

[120] Иисус встретил сатану словами Писания. «Написано», - сказал Он. Во время каждого искушения оружием Христа было Божье Слово. Сатана требовал от Христа чуда в качестве подтверждения Его Божественности. Но неоспоримым знамением, более сильным, чем все чудеса, было твердое упование на Бога: «Так говорит Господь». И до тех пор, пока Христос руководствовался Словом Божьим, искуситель не мог достигнуть своего

[121] Когда Христос сказал искусителю: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»,

 - Он повторил те слова, которые четырнадцать веков назад сказал Израилю: «Вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет... Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек» (Втор. 8:2,3).

В пустыне, когда запасы пищи кончились. Господь послал своему народу манну небесную, и люди отныне были обеспечены пропитанием в достатке. Этот опыт должен был их научить, что до тех пор, пока они доверяются Господу и ходят Его путями. Он не оставит их. Оказавшись в пустыне. Спаситель Сам исполнил то, что повелел Израилю. Слово Божье помогло народу израильскому, и то же Слово было послано, чтобы поддержать Иисуса. Он ожидал, когда Бог облегчит Его участь. Он уединился в пустыне, потому что повиновался Богу, и не желал принимать пищу, как предлагал Ему сатана. Перед всей Вселенной Он засвидетельствовал, что лучше претерпеть страдания до конца, чем уклониться хотя бы в малом от воли Божьей.

«Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим». Часто последователь Христа оказывается в условиях, не позволяющих ему одновременно служить Богу и продолжать заниматься своими мирскими делами. Иногда кажется, что, повинуясь заповедям Божьим, он может лишиться материального достатка, и сатана попытается внушить человеку: вот случай, когда ты должен пожертвовать своими убеждениями. Но единственное, на что мы можем смело положиться в этом мире, - Слово Божье.

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». В земной жизни отступление от воли нашего Небесного Отца приносит несчастья. И когда мы убедимся в силе Его слова, то не будем внимать внушениям сатаны и думать только о пропитании или спасении собственной жизни. Оказавшись в трудной ситуации, мы зададимся вопросом: что говорит Бог, каково Его обетование? Зная ответ на этот вопрос, мы будем повиноваться первому и доверяться второму. [122]

Во время последней великой схватки с сатаной верные Богу увидят, что они лишены всякой человеческой поддержки. Поскольку они откажутся нарушить Его закон в угоду земным властям, им будет запрещено покупать и продавать, и в конце концов они будут приговорены к смерти (см. Откр. 13:11-17). Но верному дано обетование: «Тот будет обитать на высотах; убежище его - неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет» (Ис. 33:16). Дети Божьи будут живы этим обетованием, когда землю постигнет опустошительный голод. «Не будут они постыжены во время лютое и во дни голода будут сыты» (Пс. 36:19).

Пророк Аввакум видел эти бедственные времена, и его слова выражают веру церкви: «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Авв. 3:17-18)[123]

Христос не поддался греху. Даже в мыслях Он не уступил искушению. Так должны поступать и мы. Человеческое естество Христа соединилось с Божественным. Обитающий в Нем Дух Святой подготовил Его к борьбе. Иисус пришел, чтобы сделать нас причастными к Божественному естеству. Пока мы едины с Ним через веру, грех не имеет над нами власти. Господь ведет нас к тому, чтобы мы доверились Божественности Христа и благодаря этому достигли совершенства. Христос показал нам, как этого можно достичь.

Какими же средствами Он победил сатану? Словом Божьим. Только Словом Он мог сопротивляться искушению.

«Написано», - говорил Он. Нам дарованы «великие и драгоценные обетования», чтобы мы «чрез них отделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Петр. 1:4), Каждое обетование Слова Божьего принадлежит нам. Мы должны жить «всяким Словом, исходящим из уст Божиих». Когда вас одолевает искушение, не поддавайтесь обстоятельствам или своим слабостям, сосредоточьте внимание на силе Слова. Вся сила Слова Господня принадлежит вам.

«В сердце моем сокрыл я слово Твое, - говорит псалмопевец, - чтобы не грешить пред Тобою»: «По слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя» (Пс. 118:11; 16:4). [124]"

 

Итак, мы увидели, как Христос трижды ставил в тупик нападавшего на Него врага. Иисус не дал дьяволу даже временного преимущества.

И три раза в ответ на искушение Он использовал одно и то же оружие: "меч духовный, который есть Слово Божие" (Еф. 6:17).

Тот, кто был исполнен Духом Святым, избрал Своим оружием для защиты Священное Писание. Если из этой чудесной истории мы вынесем только то, что Библия обладает величайшим авторитетом, а ее содержание - непревзойденной ценностью, этого будет достаточно.

Давайте читать ее, исследовать ее, молиться над ней прилежно, упорно и неутомимо. Давайте так хорошо изучать Библию, чтобы ее слова надолго оставались в нашей памяти, и мы бы всегда могли ими воспользоваться в тяжелые времена. Нам надо научиться в ответ на ложные и неправильные толкования Писания, приводить те места Библии, которые ясны, как день. Библия - это настоящий меч, но, если мы хотим действенно использовать его, нужно сначала научиться владеть им так, как этому учит Иисус Христос.

 

1.2) Лк.4:16-21: "И пришел Иисус 'в город', где Он рос, в Назарет, и в субботний день по Своему обыкновению пошел в синагогу. 'Там' Он встал, чтобы 'вслух' читать 'из Писания'. 17. Ему подали книгу пророка Исайи. Развернув свиток, Он нашел место, где было написано: 18. "Дух Господа на Мне: Он помазал Меня и послал Меня возвестить Благую Весть нищим, объявить пленникам освобождение и слепым о прозрении, отпустить на свободу угнетенных 19. и возвестить, 'что наступило' время милости Господней"."

Е. Уайт: "Ж.В.", гл. 24:

"... На обычном ежедневном богослужении служитель, читая из пророчества, убеждал людей не терять надежду на приход Мессии, Который установит славное царство и положит конец всякому притеснению. Он старался ободрить своих слушателей, перечислял признаки скорого пришествия Мессии. Он описывал торжество Его пришествия, подчеркивая, что Мессия явится во главе огромного воинства, дабы освободить Израиль. Когда в синагоге присутствовал раввин, он, по обыкновению, произносил проповедь, а затем израильтянин мог читать из пророков. В ту субботу Иисусу предложили принять участие в богослужении. Он «встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии»

(Лк. 4:16, 17). То, что Он прочитал, считалось относящимся к Мессии (Ис.61:1-2) [237]

Иисус стоял перед народом - живой толкователь пророчеств, свидетельствующих о Нем Самом. Объясняя прочитанное, Он говорил о Мессии как об избавителе угнетенных, освободителе пленников, исцелителе страждущих, дарующем зрение слепым и открывающем миру свет истины…"

 

Когда Иисус сказал: "Ныне исполнилось Писание сие, слышанное вами", - Он недвусмысленно заявил о том, что Он - Мессия Израиля. Иисус подчеркнул, что пророческое Писание указывает на Него. Обратите внимание на величайшие цели служения Мессии. Он пришел, чтобы заняться чудовищными проблемами, которые были бичом человечества в продолжение всей истории:

- Бедность ("благовествовать нищим"); - горе ("исцелять сокрушенных сердцем"); - рабство ("проповедовать плененным освобождение");

- страдание ("слепым – прозрение"); - угнетение ("отпустить измученных на свободу"). Он пришел "проповедовать лето Господне

благоприятное"  - рассвет новой эры для множества воздыхающих, стенающих людей этого мира.

Он предъявил Себя как ответ на все болезни, которые терзают нас. И это истинно, независимо от того, думаем ли мы при этом о физических или о духовных болезнях.

Христос - вот ответ на них. Он не случайно прервал чтение на словах "...проповедовать лето Господне благоприятное". Он не продолжил цитировать слова из Исаии: "...и день мщения Бога нашего". Цель Его первого пришествия - проповедовать лето Господне благоприятное. Нынешний век благодати - это время благоприятное и день спасения. Когда Он вернется на землю во второй раз, тогда провозгласит день мщения нашего Бога.

 

2.) Каким образом Иисус Христос возвеличивал авторитет Св. Писания?

2.1) Мф.12:3-8: "А Он их спросил: "Разве вы не читали, что сделал Давид, когда сам он и бывшие с ним проголодались? 4. Как вошел в Божий Дом он и ел тот хлеб, что кладут 'перед Богом', хлеб, который нельзя было есть ни ему, ни тем, кто был с ним, а только священникам? 5. Или вы не читали в Законе о том, что 'и сами' священники по субботам нарушают в Храме субботу, но это в вину не вменяется им? 6. Но Я говорю: здесь 'нечто' большее, чем Храм!"

Во времена Иисуса зерновые поля и прочие обрабатываемые участки представляли собой длинные, узкие полоски, а межа, земля между полосками, была в правовом отношении дорогой; по ней можно было ходить. Вот по такой меже и шли ученики Иисуса, когда это произошло.

Против учеников вовсе не выдвигалось никаких обвинений в краже. В законе было ясно сказано, что голодный путник имеет право делать как раз то, что делали ученики Иисуса, если он рвал колосья руками, а не использовал для этого серп: «Когда придешь на жатву ближнего твоего, срывай колосья руками твоими, но серпа не заноси на жатву ближнего твоего» (Втор. 23:25)

В глазах книжников и фарисеев вина учеников заключалась не в том, что они срывали и ели хлебные зерна, а в том, что они делали это в субботу. Иудеи времен Иисуса Христа весьма странно относились к субботе. Фарисеи многое добавили к учению Писания по этому вопросу, так что человеческие традиции скрыли сущность субботы как таковой. Разработанный ими закон субботы был очень сложен. Заповедь запрещает работать в субботу, но толкователи закона не могли быть удовлетворены таким простым запрещением. Нужно было определить, что такое работа. Итак, было установлено 39 основных действий, выполнять которые было запрещено в субботу, в числе которых были жать, веять, молотить и готовить пищу.

С точки зрения иудеев ученики, срывая колосья, нарушили закон даже не один раз. Они были повинны в том, что жали; растирая колосья; они были повинны в том, что молотили; отделяя мякину от зерна, они были повинны в том, что веяли; а вообще они были повинны в том, что готовили пищу в субботу, потому что все, что ели в субботу, должно было быть приготовлено накануне.

В опровержение критики книжников и фарисеев Иисус выдвинул три довода, аргументируя их местами из Св. Писания:

1. Он привел в пример действия царя Давида (1 Цар. 24,1-6), когда Давид и его отроки были настолько голодны, что вошли в скинию и съели хлебы предложения, которые могли есть только священники. Хлебы предложения описаны в Лев. 24,5-9. Это были двенадцать хлебов, которые каждую неделю клали на стол в два ряда по шесть штук пред Господом в первом отделении («Святое») храма. Эти хлебы меняли каждую неделю, а старые хлебы становились достоянием священников, которые только и могли их есть. А в этот раз царь Давид и его отроки, будучи голодными, взяли священные хлебы предложения и съели их, и никто не осудил их. Требование человеческой нужды стало превыше всякого ритуала.

2. Иисус привел в пример субботнюю службу и работу в храме. Храмовой ритуал всегда был связан с работой - разведение огня, забой и обработка животных, поднос и укладка их на жертвенных и массы других дел. В субботу объем такой работы даже удваивался, потому что в субботу приносили жертвы вдвойне (ср. Чис. 28:9-10). Все эти действия считались бы противозаконными, если бы их выполнял в субботу любой другой человек. Зажечь огонь, забить животное, поднять его на жертвенник - все это было бы для обычного человека нарушением закона и, следовательно, осквернением субботы. А для священников исполнение всех этих действий было совершенно законно, потому что богослужение и почитание Бога в храме должно продолжаться непрерывно.

Обратите внимание, что наш Господь Иисус Христос не отменяет заповедь соблюдения субботы каждую неделю. Ни здесь, ни в любом другом месте четырех евангелий Он этого не делает. Господь часто указывал на ошибки иудеев в отношении субботы, но ни разу Он не сказал Своим ученикам, что им вовсе не надо соблюдать это Божье установление. Очень важно это запомнить, так как поверхностное исследование слов нашего Господа породило множество заблуждений. Тысячи людей пришли к поспешному заключению, что четвертая заповедь к христианам не относится и что ее необязательно исполнять, как и церемониальный закон Моисея. Но Новый Завет не подтверждает такую точку зрения. Он ясно свидетельствует, что Господь не отменял заповедь о субботе. Он лишь очистил ее от человеческих добавлений и показал, как эту заповедь следует понимать правильно. Христос не вычеркнул ее из декалога, а только лишь освободил ее от фарисейских выдумок, которые превратили ее из благословения в бремя. Четвертая заповедь так и осталась частью вечного закона Божьего, ни одна йота и ни одна черта, которого не прейдет!

3. Иисус привел слова Бога, обращенные к пророку Осии: «Я милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6:6).

Больше, чем ритуальные, обрядовые жертвоприношения, Богу нужна человеческая доброта, дух которой подчиняется небесному закону любви - ответить на зов человеческой нужды.

 

Е. Уайт: "Ж.В.", гл. 29:

"... Во времена Христа суббота была настолько извращена, что соблюдение ее отражало скорее характер себялюбивых и деспотичных людей, нежели характер любящего Небесного Отца. Властитель, устанавливающий законы, которые люди не в состоянии исполнить, - именно такой образ Бога фактически создали раввины. Они добились того, что на Бога стали смотреть как на тирана и считать, что соблюдение Его требований относительно субботы порождает бессердечие и жестокость. Христу надлежало исправить все эти ошибочные воззрения. Хотя раввины следили за Ним с неослабной враждебностью, Христос не подавал и виду, что подчиняется их требованиям, а шел прямым путем, соблюдая субботу в соответствии с законом Божьим…

Когда Христа обвиняли в нарушении субботы в Вифезде, Он защитил Себя, сказав, что Сын Божий все совершает в соответствии с волей Отца. Теперь же, когда нападкам подверглись Его ученики, Иисус привел обвинителям примеры из Ветхого Завета, где описано нарушение субботы теми, кто совершал служение Богу. [285]

Иудейские учители гордились своим знанием Писаний. Но Спаситель, отвечая им, порицал их неосведомленность. «Разве вы не читали, - сказал Он, - что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? ...» (Лк. 6:3,4; Мк. 2:27,28; Мф. 12:5, 6).

Если Давид был прав, когда, будучи голодным, ел хлеб, предназначенный для священнодействия, тогда правы и ученики, в священные субботние часы срывавшие колосья пшеницы для утоления голода. Также и священники в храме трудились гораздо больше в субботу, чем в остальные дни. Работа мирская, ради получения прибыли, была бы греховной, но священники служили Богу.

Они совершали обряды, которые указывали на искупительную силу Христа, их труд соответствовал назначению субботы.

Но ныне пришел Сам Христос. Ученики, трудясь для Христа, служили Богу, и все, что необходимо для совершения этой работы, можно было делать и в субботний день.

Христос хотел научить и Своих учеников, и Своих врагов, что самое главное - это служение Бога Своему творению.

Деятельность Господа в этом мире сосредоточена на спасении человека, и поэтому все, что с этой целью совершается в субботний день, не будет нарушением закона о субботе

Иисус не ограничился обличением Своих противников. Он объявил, что в своей слепоте они не поняли назначения субботы. Он сказал: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных» (Мф. 12:7). Их бесконечные, бездушные обряды не могли восполнить недостаток подлинной целостности и чуткой любви, которые всегда будут присущи истинному приверженцу Бога. [286] И вновь Христос повторил, что жертвоприношения сами по себе не имеют ценности. Они лишь средство, а никак не цель. Назначение жертвоприношений - обратить людей к Спасителю и привести их в согласие с Богом. Бог ценит только служение любви, а если любви нет, то простой круг обрядов - это оскорбление для Него. Так и с субботой. Она предназначена для общения с Богом. Но когда человек поглощен утомительными обрядами, смысл субботы утрачивается, формальное соблюдение субботы есть не что иное, как насмешка"

 

2.2) Мф.15:3-9: "3. А почему вы нарушаете заповедь Божью ради своего предания? - возразил Он.

4. Бог сказал: "Почитай отца и мать" и "Злословящий отца или мать должен быть предан смерти"...

7. Лицемеры! Верно пророчествовал о вас Исайя: 8. "Этот народ приближается ко Мне на словах и чтит Меня 'лишь' устами, но сердцем далек он от Меня. 9. Тщетно их богопочитание: человеческим заповедям учат они, как Моим"

В этом отрывке записан разговор нашего Господа Иисуса Христа с книжниками и фарисеями. Ортодоксальные иудейские руководители задали Иисусу вопрос: «Зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб» (Мф.15:1-2). Они говорят о предании старцев. Для иудея закон состоял из двух частей: из писанного закона, содержавшегося в самом Писании, и устного закона, который сводился к усовершенствованиям и доработкам, как-то об омовении рук и т. д., которые были сформулированы книжниками и иными экспертами на протяжении многих поколений. В понимании ортодоксального иудея религией и была эта ритуальная церемония. Этого, по их мнению, и требовал Бог. Исполнять все это - значило удовлетворять требования Бога и быть добрым человеком. Все эти требования к обрядовому омовению почитались столь же важными и обязательными, как и Десять заповедей.

Иисус не стал отвечать прямо на вопрос фарисеев, а продемонстрировал Свои аргументы на примере из Св. Писания и сравнил их с преданием иудеев. Иисус сказал, что в законе Божьем сказано, что человек должен почитать своих родителей; но, продолжает Иисус, если человек скажет: «Это дар (Богу)», то он освобождается от обязанности почитать отца и мать. Если посмотреть на параллельное место в Евангелии от Марка, то видно, что эта фраза выглядит так: «корван, то есть дар Богу» [на древнееврейском: корбан].

Каково значение этого отрывка? Он может иметь два значения, потому что слово корбан имеет два значения:

(1.) Корбан может значить то, что посвящено Богу. Если у человека есть нуждающиеся отец или мать и, если бедный родитель обратится к нему за помощью, у него был способ уклониться от обязанности оказывать им помощь. Он мог, так сказать, официально посвятить все свое имущество и все свои деньги Богу и храму и тогда его имущество было корбан, посвящено Богу, и он мог сказать отцу или матери: «Сожалею, но я ничего не могу вам дать: все мое имущество посвящено Богу». Он мог воспользоваться обрядовым обычаем, чтобы уйти от исполнения своего основного долга почитать и помогать отцу и матери; он мог прибегнуть к правилу, разработанному книжниками, чтобы аннулировать одну из Десяти заповедей.

(2.) Но корбан имеет и другое значение, и вполне может быть, что именно это второе значение употреблено здесь.

Слово корбан употребляли в качестве клятвы. Человек мог сказать однажды отцу или матери: «Корбан, если я хоть когда-нибудь помогу тебе чем-нибудь из того, что у меня есть». Но, допустим, что вскоре у человека возникли угрызения совести, что он сказал эту клятву в гневе, в момент раздражения или возбуждения; может быть ему пришли в голову другие, более добрые и более мирные мысли и он почувствовал, что все же должен оказать помощь своему родителю. В таком случае каждый благоразумный человек сказал бы, что этот человек искренно раскаялся, и что такая перемена - хороший признак, и коль скоро, он теперь готов поступить правильно и исполнить закон Божий, его надо поддержать в этом. Но строгий книжник говорил: «Нет. Наш закон гласит, что клятва не может быть нарушена» и он цитировал Чис. 30:3: «Если человек даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его». Книжник стал бы утверждать, опираясь на закон: «Ты дал клятву и ни под каким предлогом не можешь нарушить ее». Другими словами, книжники стали бы утверждать, что человек должен сдержать необдуманно данную клятву, которая заставляла его преступить более высокий закон человечности данный Богом.

Вот что имел в виду Иисус: «Вы используете ваши толкования Св. Писания, ваши традиции и предания для того, чтобы принудить человека поступить бесчестно по отношению к своему отцу и своей матери даже тогда, когда он раскаялся и осознал, что должен поступить правильно, согласно Божьей заповеди любви, изложенной в святом Слове» (Исх.20:12; Лев.19:3,18б).

Как это ни странно и ни трагично, но тогдашние книжники и фарисеи выступали против того, чему учили величайшие иудейские мыслители. Раввин Елиезер сказал: «Для человека открыта дверь относительно его отца и матери», и под этим он подразумевал, что, если человек, давший клятву, оскорбляющую его отца и мать, а потом раскаялся в этом, он свободен изменить свое мнение и поступить иначе, даже если он дал клятву. Как всегда, Иисус не говорил людям неведомые им истины, а лишь напоминал о том, что Бог уже сказал им в Своем Слове, и что уже знали, но забыли, потому что предпочитали свои хитро составленные правила великой простоте закона Божьего.

Вот расхождение и столкновение, вот состязание двух видов религии и двух форм почитания Бога. Для книжников и фарисеев религия была соблюдением определенных видимых правил, норм и обрядов, как правильное омовение рук перед едой. В учении Иисуса почитание Бога исходит из сердца человека, и проявляется она в сострадании и доброте, которые стоят превыше обрядового закона.

Истинная религия никогда не может быть основана лишь на обрядах и на ритуалах; она всегда должна основываться на личных

отношениях любви человека к человеку, и человека к Богу.

Из этого библейского отрывка мы можем сделать следующие ВЫВОДЫ:

(1.) Чрезвычайно опасно пытаться добавить что-либо к Слову Божьему. Если человек берется дополнять Писание, значит, он ценит свои дополнения больше Писания. Наш Господь, защищая Своих учеников от нападок фарисеев, спрашивает: "Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?" Христос смело наступает на всю систему добавлений к Слову Божьему, которые, с точки зрения фарисеев, были необходимы для спасения. Иисус вскрывает порочность все этой системы на примере пятой заповеди, авторитет которой был подорван хваленой традицией фарисеев. Таким образом, Христос утверждает принцип, который не следует забывать: каждой традиции свойственна опасная тенденция "устранять заповедь Божью". Авторы традиций, возможно, не имели в виду ничего плохого и действовали из самых чистых побуждений. Но все же Христос ясно учит, что в любом религиозном установлении, основанном на человеческом авторитете, существует тенденция узурпировать авторитет Божьего Слова. Увы, и через более чем двадцать веков дух фарисейства все еще жив. Христиане так же, как и иудеи, склонны устранять Божью заповедь своим преданием. К сожалению, привычка ставить человеческие измышления выше Слова Божьего все еще сохранилась. Будем же на страже! Будем же помнить, что традицией или человеческим преданием нельзя оправдать пренебрежительное отношение к родственникам и нарушение повелений Слова Божьего.

Единственно безопасный путь заключается в следовании примеру Христа в возвышении, почитании и послушании Библии.

(2.) Богу угодно только то поклонение, где люди поклоняются сердцем. Именно об этом говорит Господь, когда цитирует из пророка Исаию (Ис.29:13): "...Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня".

Сердце - это главное во взаимоотношениях мужа и жены, друзей, родителей и детей. Сердце должно быть главным и во взаимоотношениях нашей души с Богом. Что нам в первую очередь нужно, чтобы стать христианами? Новое сердце. Какую жертву требует от нас Бог? Смиренное и сокрушенное сердце. Что такое истинное обрезание? Это обрезание сердца. Что такое истинное послушание? Послушание от всего сердца. Что такое спасающая вера? Это вера сердцем. Где должен жить Христос? В нашем сердце верою. Какова главная просьба Мудрости, обращенная к каждому? "Сын мой! Отдай сердце твое мне..."

Давайте закончим изучение этого отрывка исследованием своего сердца. Будем помнить, что любое формальное поклонение Богу, будь то на людях или в тиши, тщетно, пока сердце далеко отстоит от Бога. Коленопреклонение, склоненная голова, громко сказанное "аминь", каждодневное чтение Библии, регулярное участие в Вечере Господней - все тщетно и бесполезно, пока наша любовь прикована ко греху, удовольствиям и деньгам. Если мы хотим спастись, мы должны утвердительно ответить на вопрос Господа: "Любишь ли ты Меня?"

(Ин. 21:17).

Е. Уайт: "Ж.В.", гл. 42:

"... [396] Жизнь тех, кто пытался соблюдать требования раввинов, представляла собой непрерывную борьбу с обрядовым осквернением, бесконечные омовения и очищения. В то время как народ был занят второстепенными ритуалами и обрядами, которые Бог не устанавливал, внимание людей отвращалось от великих принципов закона Божьего…

Всякий раз, когда истина с особой силой открывается людям, сатана побуждает своих слуг начать спор по второстепенным вопросам. Таким путем он стремится отвлечь внимание от главного. Где бы ни начинал кто-то творить доброе дело, там всегда появляются придирчивые люди, готовые спорить о формальностях или ненужных деталях, чтобы отвлечь умы от действительности. Когда Бог намеревается особенным образом действовать во благо Своим детям, они не должны ввязываться в пагубные споры, которые только разрушают души. Вот вопросы, которые должны волновать нас: имею ли я спасительную веру в Сына Божьего? согласуется ли моя жизнь с законом Божьим? «Верующий в Сына имеет жизнь вечную: а не верующий в Сына не увидит жизни». «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди». (Ин. 3:36; 1 Ин. 2:3)…

[398] Обычаи и предания, которые так высоко ценили раввины, были от мира сего, а не от Бога. Каким бы авторитетом они ни пользовались у людей, им не выдержать испытания Словом Божьим. Любое человеческое измышление, которое подменило заповеди Божьи, окажется бесполезным в тот день, когда «всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:14).

Подмена заповедей Божьих заповедями человеческими не прекратилась. Даже среди христиан приняты установления и обычаи, единственным основанием для которых является предание отцов. Подобные установления, опирающиеся только на человеческий авторитет, вытеснили Божественные заповеди. Люди прилепляются к традициям, благоговеют перед обычаями и ненавидят тех, кто пытается показать им их заблуждения. В наше время, когда мы призваны обратить внимание на заповеди Божьи и веру в Иисуса, мы видим ту же враждебность, которая проявлялась во дни Христа. Об остатке народа Божьего написано: «И рассвирепел дракон на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божий и имеющие свидетельство Иисуса Христа» (Откр.12:17). Но «всякое растение, которое не Отец Мой небесный насадил, искоренится» (Мф.15:13). Бог призывает нас опираться не на авторитет так называемых отцов церкви, а на слово вечного Отца - Господа неба и земли. Только в Нем содержится истина, не смешанная с ложью. Давид сказал: «Я стал разумнее всех учителей моих; ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более старцев; ибо повеления Твоих храню» (Пс. 118:99,109). Пусть все, кто признают человеческий авторитет, обычаи церквей или предания отцов, прислушаются к предостережению Христа: «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф.15:9). [399]"

 

3.) Как Христос использовал Писание в общественном служении?

Мф. 5:17-39: "17. Не думайте, что упразднить Я пришел Закон или пророков: не упразднить Я пришел, но исполнить…

21. Вы слышали, что праотцам вашим было сказано: "Не убивай!" Если же убьет кто, должен ответить перед судом.

22. А Я говорю вам: всякий, кто гневается на брата напрасно, подлежит суду…

27. И еще вы слышали праотцам вашим сказанное: "Не прелюбодействуй!" 28. А Я говорю вам: кто посмотрел на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с ней в. сердце своем…33. И еще вы слышали, что было сказано вашим праотцам:

"Не давай ложной клятвы, но исполняй перед Господом клятвы твои". 34. А Я говорю вам: не клянитесь вовсе…

38. Было сказано 'также': "Око за око и зуб за зуб". 39. А Я говорю: не противься злому: если ударит тебя кто по правой щеке, подставь ему и другую…"

1. Эти стихи Нагорной проповеди Иисуса указывают на неразрывную связь учения Христа с учением Ветхого завета. Непонимание этой связи порождает много ошибок, поэтому для нас важно утвердиться в данной истине.

Господь сказал: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить". В то время для иудеев было очень важно знать, что учение их отцов согласовывается с учением Христа. Пока стоит мир, единство Ветхого и Нового Заветов всегда будет свидетельствовать в пользу христианства. Иисус Христос пришел в мир, чтобы исполнить предсказанное пророками, которые говорили, что однажды в мир придет Спаситель. Он пришел, чтобы исполнить церемониальный закон - принести Себя в жертву умилостивления за грехи, прообразами которой служили все жертвоприношения Ветхого Завета. Христос пришел исполнить моральный, духовный закон, и исполнить его в совершенстве, чего бы мы никогда не смогли сделать. Он понес наказания за наши беззакония, пролив Свою искупительную кровь. Иисус превознес закон Божий и как никто другой показал, насколько он важен. Одним словом, Он возвеличил и прославил закон (Ис. 42:21).

В словах Иисуса Христа "закон и пророки" содержатся уроки мудрости. Прежде всего, остережемся пренебрежительно относиться к Ветхому Завету. Не слушайте тех, кто говорит, что Ветхий Завет - устаревшая книга, что после прихода Иисуса Христа она потеряла значение. Ветхий Завет - зерно христианства. Вера Ветхого Завета - Евангелие в бутоне, а вера Нового Завета - распустившийся цветок.

В Ветхом Завете Евангелие провозглашается шепотом, в Новом Завете - во всеуслышание. Святые Ветхого Завета видели многое "как бы

сквозь тусклое стекло", но все они верою взирали на того же Спасителя и были ведомы тем же Духом, что и мы. Учение о Ветхом Завете

не второстепенное учение, а очень важное. Безбожие начинается с пренебрежительного отношения к Ветхому завету.

Сам Иисус предупреждает в Своей проповеди о недопустимости несерьезного отношения к десяти Божьим заповедям. Вне всякого сомнения, декалог связан с Евангелием. Пришествие Христа не умалило ни одну из десяти заповедей ни на йоту. Закон не уничтожается, а утверждается (Рим. 3:31). Закон, отраженный Богом в Десяти заповедях, является вечной мерой добра и зла. Им познается грех, им Дух Святой указывает грешнику на необходимость принятия Христа, им Господь Иисус ведет Свой народ к святой жизни. Безусловно, закон не спасает и не оправдывает, но нельзя относиться к нему пренебрежительно. Симптомом серьезной болезни церкви является небрежное отношение к закону. Истинный христианин находит "удовольствие в законе Божием" (Рим. 7:22).

2. В этом отрывке Господь Иисус Христос более подробно объясняет значение Своих слов: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить". Господь учит, что Евангелие усиливает и возвеличивает закон. Христос показывает, что закон распространяется и на духовную жизнь, что он испытывает сердце, чего иудеи не понимали. Доказывая это, Господь Иисус Христос разъясняет суть трех заповедей из десяти.

(1.) Вначале Христос объясняет шестую заповедь. Многие думают, что они не нарушили эту заповедь, так как никого в буквальном смысле слова не убили. Однако Господь говорит, что требования данной заповеди должны пониматься более широко. Заповедь осуждает любую вспышку гнева, особенно если она была ничем не спровоцирована. Отметим это для себя. Итак, можно никого не убив, быть виноватым в нарушении шестой заповеди.

(2.) Далее, Господь Иисус дает объяснение седьмой заповеди. Многие предполагают, что если они не прелюбодействовали, то исполнили седьмую заповедь. Но Иисус Христос учит, что нарушение заповеди сердцем, в глазах Бога равно буквальному прелюбодеянию. Господь смотрит не на дела, а на состояние сердца. Бог может осудить за один единственный взгляд.

(3.) Затем Иисус Христос объясняет третью заповедь. Многие думают, что не нарушали данной заповеди, потому что никогда не призывали имени Бога напрасно. Но Господь запрещает клясться по пустякам и напрасно. Он говорит, что клятва любой сотворенной вещью призывает Бога в свидетели, даже если при этом имя Бога не было упомянуто вовсе. Поэтому клятву можно произносить только в особых случаях. Таким образом, слова Иисуса Христа заставляют задуматься о состоянии сердца.

3. Какие же уроки мы можем извлечь для себя из учения Христа в приведенном библейском отрывке?

 - Первый урок. Бог абсолютно свят. В силу Своей святости Он видит нечистоту там, где человек ее не видит. Ему открыты наши внутренние мотивы и от Него не сокрыты ни помышления сердец, ни дела. Если бы люди увидели Бога "как Он есть" (1 Ин. 3:2), тогда бы в сердце не осталось места для гордости и тщеславия, самоправедности и беспечности.

 - Второй урок. Слова Иисуса Христа учат, что человек абсолютно невежественен в духовных вопросах. Нас не может не настораживать тот факт, что тысячи христиан в понимании закона остались на той же стадии, что и иудеи, которые прекрасно знают десять заповедей и думают о себе так же, как и молодой законник: "...все это сохранил я от юности моей..." (Мтф. 19:20). Иудеям и в голову не приходит, что они могут нарушить шестую и седьмую заповеди, не совершив внешнего их преступления. Таким образом, эти люди живут самодовольной жизнью, удовлетворяясь своей праведностью и религиозностью. Подлинно, блаженны те, кто понимает суть закона.

- Третий урок. Слова Господа учат, что для спасения необходима искупительная кровь Иисуса Христа.

Кто из живущих на земле может устоять перед святостью Божией и услышать от Бога слова: "Не виновен"? Кто из нас, прожив жизнь осмотрительно, не согрешил десятки тысяч раз? "...нет праведного ни одного" (Рим. 3:10). Без всемогущего Посредника и Ходатая за нас мы все обречены на вечное осуждение. Незнание истинного смысла закона порождает армию номинальных христиан, которые не верят в Евангелие, а довольствуются внешней, обрядовой стороной христианской религии. Им не откроется святость десяти заповедей, если только они не придут ко Христу за Его святостью.

- Четвертый урок. Слова нашего Господа учат тому, что следует бежать от греха. Если вы хотите жить святой жизнью, то прислушайтесь к словам Давида: "...буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим..." (Пс. 38:2). Усмирите плоть, обуздайте уста, пусть люди говорят, что вы слишком "особенны". Это не должно вас волновать. Стремитесь жить так, как повелевает вам Иисус Христос, и не стыдиться того.

 

Е. Уайт: "Правила счастливой жизни", гл. "Дух закона":

"... Не величина непослушания расценивается как грех, но каждое действие, хоть в малейшем отступающее от точно выраженной воли Божьей, является грехом, ибо оно доказывает, что связь между душой и грехом еще не прервана. Сердце еще двоится в своем служении; в нем еще живет противление Богу и возмущение против закона Его царства...

Как только люди выбирают свой собственный путь, они становятся противниками Божиими. Для таких нет места в небесном Царстве, так как их жизнь совершенно противоречит небесному порядку; они становятся на сторону сатаны, врага Бога и людей.

Человек должен жить не каким-нибудь одним словом, не многими словами, но всяким словом, исходящим из уст Господних. Невозможно спастись, оставляя без внимания самое ничтожное, по нашему мнению, слово из закона Божия. Все заповеди предназначены для блага и счастья людей в настоящей и будущей жизни. Послушанием закону Божию человек как бы огражден от всякого зла.

Если же он в каком-либо месте разрушает эту ограду, данную Богом, то он лишается охраны и защиты, и враг свободно проникает через образовавшуюся лазейку, причиняя вред и принося гибель В основе каждой заповеди лежит любовь Божия, а поэтому каждый, отстраняющийся от заповедей, сам виновен в своем несчастье и в своей гибели

Иисус говориттам, где лелеется и питается греховная мысль, в сердце еще господствует грех, душа еще находится в узах зла и противится Богу. Тот, кому доставляют удовольствие безнравственные зрелища, кто идет на уступки греховным мыслям и «похоти очей», тот лишь в явном грехе с его позором и разбитыми горем сердцами сможет увидеть сущность зла, скрыто лежащего в глубине его собственной души. Искушение, в которое впадает человек, не порождает греха, но только обнаруживает то зло, которое, может быть, уже давно тайно находилось в сердце. «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Пр. 4:23) ...

Господь намерен не только освободить их (души) от страданий, которые являются неминуемым последствием греха, но и от самого греха. Порочная и изуродованная грехом душа должна быть очищена и преобразована для того, чтобы облечься

в одежду славы Божией и уподобиться Сыну Его

Иисус с печалью смотрел на обращенные к Нему лица; Он видел, что дух мщения наложил на них свой отпечаток. Он знал, как сильно народ жаждал власти, чтобы расправиться со своими притеснителями, и поэтому с печалью сказал: «Не противься злому; но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».

Слова эти были только повторением ветхозаветного учения. Хотя правило «око за око, и зуб за зуб» (Лев. 24:20) и было записано в законе, данном через Моисея, но это был гражданский закон, которым пользовались только власти.

Никто не имел права сам лично воздать за обиду, ибо слова Господа гласили: «Не говори: я отплачу за зло» (Пр. 20:22).

«Не говори: как он поступил со мной, так и я поступлю с ним» (Пр. 24:29). «Не радуйся, когда упадет враг твой» (Пр. 24:17). «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водой: ибо ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» (Пр. 25:21-22).

Вся земная жизнь Иисуса была подтверждением этого правила. Он оставил небесную отчизну, чтобы принести Своим врагам хлеб жизни; от яслей до могилы лишь обвинения и гонения сопутствовали ему; но, несмотря на это, Он всегда действовал в духе всепрощающей любви. Через пророка Исаию Он сказал: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты мои поражающим; лица Моего не закрывал от поругания и оплевания» (Ис. 50:6). «Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Свои…» (Ис. 53:7).

С Голгофского креста через все века раздается Его молитва за мучителей Его и весть надежды умирающему разбойнику.

Присутствие Отца ограждало Его, и с Ним случалось только то, что было допущено бесконечной Любовью для блага мира. В этом Он черпал утешение, и это же должно стать источником утешения для нас. Кто исполнен Духом Христа, тот пребудет в Нем; удар, направленный на него, упадет на Христа, ограждающего его Своим присутствием…» (Римл. 8:28)…"

 

4.) Как Иисус Христос использовал Писание в личных встречах с людьми?

4.1) Лк.10:25-28: "Однажды какой-то законник захотел испытать Иисуса. "Учитель, - спросил он, - что я 'еще' должен сделать, чтобы получить вечную жизнь?" 26.что написано 'об этом' в Законе? - спросил его Иисус. - Что ты 'там' читаешь?"

27. Тот ответил: "Люби Господа Бога твоего всем сердцем своим, всей душою своей, всей силой своей и всем умом своим, и ближнего своего - как самого себя". 28. Иисус сказал ему: "Ты ответил верно. Поступай так и будешь жить".

1. Во-первых, отметим, что в этом отрывке нашему Господу Иисусу Христу задан очень важный вопрос. Этот вопрос остается одним из самых важных и заслуживает самого пристального внимания со стороны каждого человека, живущего на земле.

Все мы грешники - умирающие грешники, грешники, которых неминуемо ожидает суд.

Как простятся наши грехи? С чем мы предстанем перед Богом? Как избежать будущего гнева? Как не попасть в ад? Что нужно делать, чтобы спастись? Эти вопросы должны задавать себе люди любого социального положения, а задав, не должны успокаиваться, пока не получат на них ответы. К сожалению, вопрос, который задал законник, сегодня волнует не многих. Тысячи людей думают о том, что им есть, что пить, во что одеться, где добыть деньги, как повеселиться, как добиться успеха. Но мало у кого появляется даже мимолетное желание получить спасение для своей души. Люди ненавидят мысль об этом, ведь мысли о спасении лишают их покоя. Верно сказал наш Господь: "...широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими" (Мф. 7:13).

Не стыдитесь задать вопрос этого законника себе. Думайте, размышляйте, не успокаивайтесь, пока не найдете ответа на него. Ищите внутри себя свидетельства Святого Духа, что вы действительно покаялись, что у вас есть живая вера в Божью милость, которая дается через Христа, и что вы по-настоящему следуете за Богом. Всеми этими качествами обладают наследники вечной жизни, которые однажды войдут в обители, приготовленные для детей Божьих.

2. Во-вторых, отметим, что наш Господь Иисус Христос высоко почитал Писание. Из разговора с законником видно, что Христос относится к Слову Божьему как к единственному правилу веры и жизни. Отвечая на вопрос законника, Христос не говорит о том, как иудейская церковь понимает вечную жизнь и чему учат книжники, фарисеи и священники. Господь выбирает простой и правильный путь.

Христос отправляет законника к писаниям Ветхого Завета: "В законе что написано? как читаешь?"

«Как (ты) читаешь?» Строго ортодоксальные иудеи привязывали к запястьям маленькие кожаные коробочки, в которых носили определенные отрывки из Писаний - Исх. 13:1-10; 11:16; Втор. 6:4-9; 11:13-20. «Люби Господа Бога твоего, - это из Втор. 6:4 и 11:13.

То есть, Иисус сказал законнику: «Посмотри на свои записи из Писания, которые ты носишь на твоем запястье, и получишь ответ на вопрос. Принцип, заложенный в этих словах, должен стать основополагающим принципом нашей христианской веры.

Пусть только Библия, вся Библия и ничего, кроме Библии, станет правилом нашей веры и жизни.

С этим принципом мы можем безбоязненно путешествовать по дороге жизни. Иногда она может казаться нам узкой, а наша вера может подвергаться суровому испытанию, но все же мы никогда не совершим большой ошибки. Оставив же этот принцип, мы окажемся в пустыне, где нет никаких дорог. Кто знает, во что мы тогда поверим или что будем делать. Этот принцип - якорь. Он удержит нас. Неважно, что говорят отцы церкви или современные епископы и образованные богословы. Важно, что говорит Библия. Могут ли эти люди подтвердить свои слова Библией? Если нет, не стоит им верить. Если проповедь или книга противоречит Писанию хотя бы в чем-то, она не имеет никакой ценности. О такой проповеди надо забыть, а книгу выбросить. Что говорит Писание - это единственное правило и мера истины. "Обращайтесь к закону и откровению, говорит Исаия. - Если они не говорят, как это слово, то нет в них света" (Ис. 8:20).

3. В этом отрывке Библии мы читаем, что, отвечая на вопрос Иисуса, законник сказал: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя".

Он дал хороший ответ из Лев. 19:18. Сегодня даже очень хорошо образованный христианин вряд ли сможет более верно изложить свои каждодневные обязанности. Слова законника поучительны. С одной стороны, они показывают, что по сравнению с другими языческими народами Израиль во времена Ветхого Завета обладал великой привилегией знания о Боге. Иудеи, которые, подобно этому законнику, так хорошо знали свои обязанности, стояли намного выше греков и римлян.

С другой стороны, ответ законника показывает, что человек может обладать ясным рациональным знанием и в то же время иметь сердце, полное нечестия. Так, законник, говоря, что любит Бога всей душой и ближнего как самого себя, пытался искусить Христа и причинить Ему вред, желая оправдать себя и показать себя любящим человеком! Остерегайтесь же подобной веры. Знающая голова и нераскаивающееся сердце - это очень опасное сочетание. "Если знаете, блаженны, когда исполняете" (Ин. 13:7).

Давайте запомним, что обязанности, о которых идет речь в данном библейском отрывке, - это и наши обязанности.

Любим ли мы Бога всем своим сердцем, всею душой, всею крепостью и всем разумением? Любим ли своего ближнего как себя? Есть ли человек, который может честно сказать: "Да"? Есть ли человек, который не положит руку свою на уста свои, услышав подобные вопросы? Все мы мало любим Бога и ближнего! Самые лучшие из нас, самые святые, далеки от совершенства. Отрывки, подобные этому, показывают, что мы нуждаемся в крови и праведности Христа. Мы должны идти ко Христу, если хотим с дерзновением предстать пред

Престолом Бога-Судьи. У Него мы должны искать благодать, чтобы любовь к Богу и человеку стала главным принципом нашей жизни.

Во Христе мы должны пребывать, чтобы не забыть об этом принципе, чтобы показать миру, что в соответствии с ним хотим жить.

 

4.2) Лк.24:13-32,44-45: "… 25. Тогда Иисус сказал им: "Неужели вы не понимаете? Так трудно вам поверить тому, что сказали пророки! 26. Не это ли должен был претерпеть Мессия, прежде чем войти в славу Свою?" 27. Затем, начав от Моисея и всех пророков, Он разъяснил им все, сказанное о Нем во всех Писаниях"

Лк.24:44: "И сказал им: "Вот то, что Я говорил вам", еще будучи с вами: должно исполниться все, что написано обо Мне в Законе Моисея, в псалмах и у пророков". 45. И Он помог им понять Писания"

Только в Евангелии от св. Луки записана эта история. Христос после Своего воскресения являлся одиннадцать раз, но ни одно из Его явлений не было таким интересным, как это.

1. Во-первых, отметим, что эти стихи должны побуждать верующих говорить друг с другом о Христе.

Мы читаем, что два ученика шли вместе в Эммаус и разговаривали о распятии Христа. А потом Лука пишет удивительные слова: "...когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними".

Как железо заостряет железо, так и христианское общение укрепляет душу верующего. Будем же всегда "…внимательными друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам" (Евр.10:24). Будем увещевать и назидать друг друга (1Фес. 5:11). Если мы будем это делать, то с нами будет находиться Тот, кого мы не увидим глазами, но Кто заставит наше сердце гореть от благословенного общения.

2. Во-вторых, давайте отметим, каким несовершенным знанием обладали некоторые из учеников нашего Господа.

Здесь, и в других отрывках наш Господь спрашивал учеников, чтобы они рассказали Ему о своих чувствах и переживаниях. Задав вопросы, Он дал возможность ученикам высказать то, что они о Нем думали. Мы читаем, что эти два ученика честно признались в том, что распятие Христа разрушило все их ожидания. "А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля", - сказали они.

Они думали, что искупление - это временное освобождение иудеев от захватчиков. Они не могли себе даже представить, что духовное искупление возможно посредством жертвенной смерти. На первый взгляд их непонимание и невежество ужасает. Поэтому мы не удивляемся, что Господь достаточно сурово упрекнул их, сказав: "О, несмысленные и медлительные сердцем!"

Однако их невежество крайне поучительно для нас. Оно показывает, что мы не должны удивляться тому, что многие христиане пребывают в духовной тьме. Огромное количество людей вокруг нас так же слабо понимают, что означали страдания Христа, как и те двое, шедшие в Эммаус. Пока стоит мир, крест всегда будет юродством и тайной для не возрожденного человека.

Но будем благодарить Бога за то, что истинная благодать может иногда скрываться за интеллектуальным невежеством. Ясное и полное знание - полезно, но оно не является абсолютно необходимой для спасения. Знание может быть и тогда, когда нет благодати.

Главное же заключается в осознании греха, в смиренном желании принять путь спасения, предложенный Богом, в готовности расстаться с предрассудками, когда открыт "более превосходный" путь - вот что главное. У шедших в Эммаус это было, и поэтому Господь "пошел с ними", наставляя их во всякой истине.

3. В-третьих, отметим, что Ветхий Завет изобилует сведениями о Христе.

(1.) Мы читаем, что наш Господь "начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании".

Как мы можем объяснить эти слова? Что наш Господь "изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании"? Ответ может быть таков:

Христос был символическим прообразом и главным значением всякой ветхозаветной жертвы, установленной законом Моисея.

Христос был истинным Избавителем и Царем, прообразом которого были все судьи и спасители иудейского народа.

Христос был грядущим Пророком, большим, чем Моисей. Предсказанием Его славного прихода исполнены все пророчества.

Христос был истинным Семенем жены, которое должно было поразить змея в голову, истинным Семенем, в котором должны были благословиться все народы; истинным «Силомом», в котором должны были собраться все; истинным «медным змеем»; истинным Агнцем, на которого указывали каждодневные жертвы; истинным Первосвященником, прототипом которого был каждый потомок Аарона.

Без сомнения, именно это или что-то подобное объяснял наш Господь путешествующим в Эммаус.

Запомним: Христос - это центр всей Библии. До тех пор пока мы видим Его там, мы не ошибемся в своих духовных изысканиях.

Но потеряв из виду Христа, мы сразу же обнаружим, что Библия - это непонятная книга, полная трудных мест.

Ключ к знанию Библии - Иисус Христос.

(2.) Давайте отметим ещё одну деталь. В стихе 45 нашего библейского отрывка мы читаем, что Иисус помог Своим ученикам, Он "отверз им ум к уразумению Писаний". Эти слова не означают, что до этого времени Его ученики совершенно ничего не знали о Ветхом Завете и что Библия - это книга, которую простому человеку понять невозможно. Эти слова означают, что ученики смогли понять смысл многих отрывков до конца. Кроме того, Христос открыл значение многих пророческих отрывков, говорящих о Мессии.

У каждого христианина ум должен быть открыт к "уразумению Писаний". "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно" (1 Кор. 2:14).

Гордость, предубеждение, любовь к миру ослепляют наш разум, мешая нашему пониманию Писания. Мы видим слова, но не понимаем, что они означают, пока нас не наставят свыше. Кто хочет читать Библию с пользой, должен попросить Святого Духа открыть очи его понимания. Смиренный и молитвенный дух откроет в Библии много такого, чего не заметит гордый и самодовольный читатель Писания

4. И наконец, давайте отметим, что Христу нравится, когда Его ученики просят Его о чем-то. Мы читаем, что, когда ученики подходили к Эммаусу, наш Господь "показывал им вид, что хочет идти далее". Но "они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними". Наш Господь считает, что для нашего же блага мы должны подтверждать свою любовь к Нему. Он не навязывает нам Себя и Свои дары силой. Христу нравится, когда мы настойчиво высказываем Ему свои желания и терпеливо ожидаем от Него ответа на молитвы. Так Он поступил с Иаковом у Пенуэла. "Отпусти Меня, ибо взошла заря", - сказал Он. Тогда Иаков произнес замечательные слова: "Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня" (Быт. 32:26). История матери-хананеянки, история исцеления двух слепых возле Иерихона, история о начальнике из Капернаума, притча о неправедном судье и друге, пришедшем посреди ночи, - все эти отрывки учат нас одному и тому же. Все они показывают, что нашему Господу нравится, когда мы нуждаемся в Нем и настойчиво просим о помощи. Просите много, просите часто. Мы не получаем, потому что не просим. Не уподобляйтесь израильскому царю, который ударил три раза по земле и остановился (4 Цар. 13:18). Помните слова Давида: "Открой уста твои, и Я наполню их" (Пс. 80:11).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

1. Иисус не только сознавал, что Священное Писание указывало на Него, но Он использовал его в служении, как доказательство Своей миссии. Иисус строил Свою аргументацию на основе Писания. Рассуждая о практических вопросах, Он направлял внимание слушателей к Божественному откровению Библии.

2. Наш единственно безопасный путь заключается в следовании примеру Христа в возвышении, почитании и послушании Библии.

3. Религия Христа основывается на коренном изменении сердца, что, в свою очередь, ведет к совершенно новому этическому поведению.

Библия учит нас, как быть похожими на Иисуса. Чтобы быть подобными Христу, мы должны понимать Его характер и миссию, как они описаны в Библии.



Создан 02 фев 2014



Удивительные факты